Елена Чернышова
Мюзикл как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать
Мюзикл, как средство развития творческих
способностей у дошкольников
Автор: музыкальный руководитель
МКДОУ Д/С № 441 «Карусель»
Чернышова Е. В.
Развитие творческих способностей у детей напрямую влияет на умение приобретать необходимые умения, знания и навыки в будущем. Чтение стихов и обучение вокалу способствует развитию памяти. Танец дает общее физическое развитие ребенка, развивает навыки взаимодействия с другими детьми.
Публикация «Мюзикл как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Человек не рождается с готовыми способностями, у каждого имеются разные задатки. Для развития способностей необходимо предоставить возможность проявлять себя в разных видах деятельности: танцах, пении, играх и т. д.
Мюзикл, как жанр уникален и многообразен, а это значит, что в мире мюзикла смогут развиться творческие способности ребенка к танцам, пению, актерской игре.
Исходя из того, что классическое музыкальное занятие состоит из музыкально-ритмических движений, распевания и пения, слушания музыки и музыкальных игр, иногда на развитие музыкальных способностей и творчество остается не так много времени, таким образом, возникла необходимость привлечения новых форм и приёмов развития музыкальных способностей детей - родилась идея: использовать постановку и проведение детских мюзиклов как инновационную форму организации деятельности дошкольников.
В создании мюзиклов в детском саду принимают участие дети старшего дошкольного возраста. С прошлого года пробовала что-то подобное с младшими ребятами. Было интересно! На первых занятиях мы с детьми знакомимся со сказкой, лежащей в основе мюзикла, слушаем музыку, подбираем роли, разучиваем общие песни и танцы.
В процессе подготовки детского мюзикла использую различные виды музыкальной деятельности, тем самым, не нарушая основную структуру музыкального занятия. Принципиально главным отличием мюзикла от классического музыкального занятия является развитие музыкального детского творчества, что является важнейшим фактором в формировании личности ребенка.
При работе над мюзиклом использовались следующие виды деятельности: беседы на тему постановки, игровые виды деятельности, вокально – хоровую работу, слушание музыкальных произведений и создание его образа с использованием средств изобразительной деятельности: рисование героев представления, участие детей и родителей в изготовлении эскизов масок, костюмов, декораций.
В выборе сценариев любых постановок придерживаюсь правил «коллективного авторства» : творить нужно непременно всем вместе. Сюжеты для постановки детских мюзиклов чаще всего беру из известных литературных произведений (сказок). Предлагаю детям, как минимум два варианта постановок и если вижу эмоциональный отклик, искорки в глазах, понравившемся варианте и начинаем работать.
При постановке мюзикла работу веду в 3 направлениях:
музыкальное направление (вокально-хоровая деятельность) :
• постановка и развитие детского певческого голоса;
• формирование вокально-исполнительных умений;
• подготовка вокального репертуара;
• разучивание и освоение вокальных партий;
• формирование певческого дыхания, интонации, дикции.
театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство) :
• развитие творческого воображения, фантазии;
• развитие внимания;
• раскрепощение ребенка;
• развитие речевого аппарата, четкой дикции;
• образность и эмоциональность подачи текста;
• культура поведения на сцене.
танцевальное направление:
• формирование чувства ритма;
• навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;
• постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).
В начальный период работы детям дается возможность «пофантазировать, поиграть ролями», войти в образ, импровизировать. Иногда перед разучиванием мюзикла, показываю детям небольшой фрагмент настоящего спектакля. Это вызывает огромный интерес.
При работе над спектаклями особое внимание уделяется одной из основных составляющих жанра - движению с одновременным исполнением песен. Песни персонажей подбираю удобные в исполнении и разучивании, написанные с учётом особенностей и возможностей детского голоса.
Работу над движениями и пластикой веду поэтапно. На первых занятиях мы с детьми все превращаемся то в одного героя, то в другого, вспоминаем их повадки, поведение. Для каждого персонажа подбираю музыку в жанре, соответствующем его характеру. Некоторые элементы рождаются в процессе совместной импровизации, причем дети многое могут подсказать сами.
Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. В отличие от музыкальной сказки в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж мюзикла это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия
Декорации и костюмы изготавливаются совместно с педагогами и родителями артистов и без особого труда могут быть подготовлены в любом детском саду. С целью вовлечения родителей в процесс было проведено собрание, на котором была презентована идея мюзикла. Идея получила положительный отклик у всех родителей и была поддержана с огромным энтузиазмом. В результате декорации и костюмы персонажей оказались настолько реалистичными, что детям не составило большого труда перевоплотиться в героев мюзикла.
Родители всегда принимают активное участие в изготовлении костюмов для детей, проявляют инициативу и креативность в подготовке роли для своего ребенка-героя. Оказывают неоценимую помощь в изготовлении декораций к постановке.
Сюжеты для постановки детских мюзиклов чаще всего беру из известных литературных произведений (сказок).
В нашем дошкольном образовательном учреждении были поставлены такие мюзиклы : «Веселый теремок», «За солнышком», «Кукареку», «Волк и семеро козлят», «Муха – цокотуха», «Репка», «Дюймовочка», «В волшебной стране овощей», «Летучий корабль».
Как известно, человек запоминает наиболее эмоционально окрашенные моменты своей жизни. Играя в мюзикле, дети чувствуют себя настоящими артистами, слышат настоящие аплодисменты, получают удовольствие от удачно сыгранной роли.
В конце своей статьи хочется привести цитату Василия Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».