Надежда Смирнова
Конспект НОД «Мы сочиняем сказку» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе. Развитие речи.
Тема «Мы сочиняем сказку»
Цель:
Предложить детям сочинить сказку по образцу русских народных сказок.
Задачи:
• Формировать умения передавать события во временной последовательности, в соответствии со структурой сказки;
• Способствовать развитию детского творчества, умению фантазировать;
Публикация «Конспект НОД „Мы сочиняем сказку“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Средняя группа
- Темочки
• Совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки, повороту и концовки;
• Развивать умение составлять свой вариант окончания сказки;
• Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное творчество (фольклор);
• Развивать интонационную выразительность;
• На основе сказки формировать внутреннюю позицию ребенка для развития произвольного воображения.
Словарь:
Зачин – начало сказки; Сказочница – человек, который сочиняет сказки
Материал к занятию:
Слайды с иллюстрациями сказок. Аудиозапись «В гостях у сказки» Карточки к игре.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц.
Содержание организационной образовательной деятельности:
Организационный момент:
-Ребята, какое у вас настроение?
-Давайте мы с вами поздороваемся со всеми, что нас окружает и с нашими гостями и подарим им наше хорошее настроение.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
Подарите друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку.
(Дети присаживаются на стульчики)
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие Мы совершим с вами интересное, увлекательное путешествие.
А куда, вы узнаете, отгадав загадку:
Там волшебство, там чудеса,
Бывает бабушка Яга,
Герои действуют умно
И дружба побеждает зло.
- Так куда мы совершим путешествие?
Беседа
- А что такое сказка?
- Кто сочиняет сказки?
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!
- Вы любите сказки?
- Что случится, если сказок не будет?
Русский народ придумал немало сказок.
- А вы, много русских народных сказок знаете? Какие?
Отгадайте загадки о сказках :
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадай те без подсказки
Из какой ушел я сказки? («Колобок») (Слайд 1)
2. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет её домой. («Маша и медведь») Слайд 2)
3. Говорила ведь сестрица:
«Пить из лужи не годиться».
Не послушался сестру,
Стал козленочком к утру.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка») (Слайд 3)
4. Дом растаял ледяной-
Попросилась в лубяной.
Приютил её зайчишка
Сам остался без домишка.
Зайцу петушок помог
Лису выгнал за порог. («Заюшкина избушка») (Слайд 4)
5. Вот для вас последняя загадка:
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов. («Теремок») (Слайд 5)
Воспитатель: Молодцы, а теперь назовите, к каким сказкам эти иллюстрации. (Слайды 6 -11).
-Молодцы, хорошо справились.
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь давайте мы с вами отдохнём. Я предлагаю вам "Звериную зарядку".
Лисички, как проснутся, (кулачками трут глаза)
Сразу любят потянуться, (потягиваются, отводят руки назад)
Обязательно зевнут (зевают, прикрывают рот ладонью)
Ну и хвостиком вильнут (двигают бёдрами из стороны в сторону)
Раз - присядка, (дети приседают)
Два – присядка
А теперь прыжок, прыжок.
Это заячья зарядка. (дети подпрыгивают, кладут ладошки на голову - ушки на макушке.)
Выполняй её дружок.
Ну а серенький волчок
Возле ёлочки стоит,
И громко кричит: "У-у-у!" (вдыхают через нос, и на выдохе поют).
Воспитатель: В сказке может всё случиться Наша сказка впереди. Сказка в двери к нам стучится Скажем ей мы – заходи.
А вы хотите научиться придумывать сказки?
-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.)
Давайте посмотрим на доску и вспомним нашу схему.
Начало в сказках называют «зачин». Давайте повторим это слово вместе «Зачин». Зачины бывают разные. Какие вы знаете зачины?
- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)
- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)
- А какие герои бывают в сказке (добрые и злые)
- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете (Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)
- Так, а раз мы говорим о сказке, то что в ней должно быть в отличие от стихотворения, рассказа (волшебство, чудо)
- А как называется третья часть нашей схемы? (Концовка) Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)
- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец)
Мы с вами все повторили и настало время нам превратиться в настоящих сказочников.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
Давайте скажем волшебные слова:
«Вправо-влево повернись, вокруг себя покружись, вперед наклонись и в сказочников превратись!»
Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.
-Все сказочники умеют фантазировать. Давайте и мы потренируемся
Игра: «На что похоже?»
-Молодцы, хорошо справились. Из вас получатся замечательные сказочники.
Сочинение сказки
Воспитатель. : Начало сказки я предложу вам сама, а что случится с нашими героями, и конец сказки вы придумаете сами. В лесу жил был маленький зайчик. Он всегда гулял с мамой. Но однажды мамы не было дома, погода была прекрасная, и зайчик решил погулять один.
А что может случиться дальше с ним? (Ответы детей.)
(Дети сочиняют сказку "по цепочке", а я записываю предложение каждого ребёнка. В конце читаю детям сказку, которую они сами сочинили.)
Воспитатель: Молодцы, сказочники. Нам пора превращаться в детей.
(Музыка, говорим слова и выполняем движения)
Рефлексия.
Воспитатель: "Сказка ложь, да в нём намёк. Добрым молодцам урок". А чему учит придуманная нами сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т. е. взаимовыручке).
Спасибо вам за работу, сейчас я вам раздам конфетки. Но они не простые. Они волшебные. Кто их в руки берет, тот сможет пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям…
– пусть все будут здоровыми; – пусть все живут хорошо; – пусть все живут дружно….
Воспитатель: Сейчас мы пойдём в группу, чтобы нарисовать иллюстрации к нашей сказке.
(Дети уходят в группу.)