Татьяна Лопатченко
«Со стихами мы играем и немножко сочиняем». План занятий в средней группе по программе «Рифмы юные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь.
1 занятие «В гости к звукам».
Задачи:
Развитие пантомимики, координации движений, речи
Закрепление представлений о назначении органа слуха.
Тренировка внимания, умения вслушаться, различать звуки.
Различение прозы и стихотворной речи.
Развитие моторики пальцев рук.
Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса.
Упражнение в произношении звуков «т-с».
Называние созвучных слов.
Методы и приёмы:
Стихопластика «Светит солнышко с утра».
Создание эмоционального настроя : появление Незнайки с шарами на ушах.
Публикация «„Со стихами мы играем и немножко сочиняем“, План занятий в средней группе по программе „Рифмы юные друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Рифмы, учимся рифмовать
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Средняя группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Слуховое восприятие разных звуков.
Рассказывание о дождике прозой, стихами.
Пальчиковая игра «Пять веселых капелек».
Скороговорки.
Игра «Резиновые куклы».
Игра «Эхо».
2 занятие «Я найду слова везде»
Задачи:
Закрепление представлен об органе слуха, его назначении.
Упражнение в назывании созвучных слов.
Закрепление знания о том, что люди разговаривают словами. Знакомство с оригинальной классификацией слов: пушистые, колючие, сладкие.
Развитие пантомимики, пальчиков рук, речи через стихи.
Методы и приёмы:
Вопросы: какие звуки может слышать ухо? Кто может за нами повторять звуки?
Игра «Эхо».
Игра «Я найду слова везде.» «Складывание» слов в корзинку.
Стихопластика «Чайничек с крышечкой. "
Придумывание слов (оригинальная классификация).
Игра в стихах «Добавь волшебные слова в рифму».
Октябрь.
1 занятие «Слова с похожими хвостами».
Задачи:
Развитие умения называть слова пушистые, колючие, сладкие.
Развитие пантомимики, пальчиков рук, речи через стихи.
Активизация этикетных слов и выражений приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Воспитание чувства юмора, умения замечать комическое в стихотворной речи.
Воспитание вежливости, культуры поведения.
Методы и приёмы:
Вопросы: «Какие звуки может слышать ухо? Кто может за нами повторять звуки?»
Игра «Эхо».
Игра «Я найду слова везде.», «Складывание» слов в корзинку.
Стихопластика «Чайничек с крышечкой.»
Придумывание слов (оригинальная классификация).
Игра в стихах «Добавь волшебные слова в рифму».
2 занятие «Книжки попали в беду»
Задачи:
Упражнение в подборе рифм, в отгадывании загадок.
Развитие мышления, смекалки, умения узнавать стихотворный текст.
Развитие пантомимики, координации движений, пальчиков рук.
Воспитание бережного отношения к книге.
Развитие чувства юмора. «Вредные советы» Г. Остера. Обсуждение комических ситуаций.
Методы и приёмы:
Создание эмоционального настроя предложением помочь попавшим в беду книжкам. (Стихи С. Маршака «Детки в клетке»)
Загадки - добавлялки.
Игровое задание «Узнай стишок" (трансформированый в прозу).
Пальчиковые игры «Две птички», «У Филина Фили два филинёнка.»
«Вредные советы» Г. Остера. Обсуждение комических ситуаций.
Вопрос : Как нужно обращаться с книгой?) Почему?
Ноябрь.
1 занятие «Раз, два, три, четыре, пять - Начинаем мы играть».
Задачи:
Пробуждать интерес к стихотворной речи м. ф. ф, стихами.
Упражнять в подборе рифмы.
Развитие ритмичности, четкости произношения, темпа речи.
Развитие двигательной активности детей.
Обучение понимания переносного значения слов и выражений.
Активизация употребления слов, обозначающих еду.
Методы и приёмы:
Создание эмоционального настроя : рассматривание картинок «Сказочные герои едут путешествовать»; предложение «оживить» палочки и превратить их в коней.
Отгадывание загадок- добавлялок.
Считалочки.
Игра «Жмурки».
Фразеологизмы «Сломя голову», «Высунув язык».
Игра «Угощаю»
2 занятие «Пусть попляшет язычок».
Задачи:
Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса.
Упражнение в подборе рифмы в стихах, загадках – складках.
Развитие стихотворчества : побуждение к сочинению двустиший.
Методы и приёмы:
Игра со скороговорками «Пусть попляшет язычок».
Загадки - складки. Использование игрушек - отгадок.
Песенка «Сели звери под плетень, похвалялися весь день.»
Вопросы: Как хвалился медведь? Придумайте рифму к слову «медведь и попытайтесь сказать, как хвалился медведь? (свои варианты) Как хвалилась лиса? (и т. д.)
Декабрь.
1 занятие «К нам гости пришли».
Задачи:
Воспитание вежливого, гостеприимного отношения к гостю.
Закрепление вежливых слов и этикетных выражений.
Воспитание чувства юмора, развитие умения понимать комическое.
Упражнение в подборе нужных рифм.
Развитие интереса к стихотворной речи.
Методы и приёмы:
Создание эмоционального настроя предложением спеть песенку : «К нам гости пришли».
Вопросы:Про кого мы спели песенку? Вы радуетесь, когда к вам гости приходят?
Обыгрывание ситуаций «Гость и хозяин».
Чтение стихотворного текста Г. Остера: «Если к маме или папе тетя взрослая пришла.»
«Вежливые слова в рифму».
Игра «Червячок».
Январь.
1 занятие «Береги нос в большой мороз»
Задачи:
Развитие интереса к стихотворной речи.
Развитие слуховой памяти, четкости произношения, темпа речи, силы голоса.
Формирование юмора.
Упражнение в нахождении, подборе нужной рифмы.
Развитие мимики, пантомимики, координации движений, двигательной активности детей.
Методы и приёмы:
Создание эмоционального настроя загадкой о зиме.
Разговор о зиме. Чем нравится, чем не нравится?
Поговорки, скороговорки, закличка «Морозушка, батюшка», считалки.
Доскажи стишок «Я мороза не боюсь.»
Стихопластика : «Наденем на ножки теплые сапожки.»
Игры «Заморожу», «Догонялки», «Зайка беленький сидит».
2 занятие. «Живые смешинки».
Задачи:
Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса, дикции.
Обучение пониманию переносного значения фразеологизмов.
Развитие творческого воображения.
Упражнение в подборе рифм.
Развитие мимики, чувства ритма, темпа речи, силы голоса.
Закрепление умения отгадывать загадки «в рифму»
Активизация воображения.
Закрепление умения подбирать рифмы.
Методы и приёмы:
Создание эмоционального настроя : появление ежиков (на ниточке длинной).
Скороговорки (звуки «Ж», «Ц», «Ш», «Ч»).
Фразеологизм «Каша во рту» (Воспитатель доедает кашу и говорит с набитым ртом).
Вопросы: Все понятно? Почему нет? Как вы понимаете выражение «Каша во рту?»
Вопрос «Кто такая Барабулька?»
Наглядная игра «Подбери рифму» (заборчик из карточек -рифм).
Игровая: разминка «Как живешь?»
Загадки-складки.
Создание эмоционального настроя детей : Барбулька обсыпает детей живыми смешинками и они становятся поэтами!
Сочинение стишков по картинкам.
Февраль.
1 занятие «Дразнилки и хвалилки»
Задачи:
Знакомство с м. ф. ф. - дразнилкой. Формирование юмора у детей, весёлого отношения к стихам.
Закрепление умения придумывать рифмы к заданным словам.
Активизация воображения, творчества.
Воспитание доброго отношения к друзьям.
Методы и приёмы:
Дразнилки.
Игра «Имена» (полное имя, с уменьшительно - ласкательными суффиксами, увеличительными суффиксами).
Вопрос: Нужно ли обижаться на дразнилки?
Творческое задание «Давай дразниться» (имена - рифмы).
Придумывание дразнилок и хвалилок про друзей.
Пальчикова игра «Дружат в нашей группе.»
2 занятие «Бюро находок».
Задачи:
Закреплять умение отвечать в рифму на загадки-складки.
Побуждать к творчеству. Поощрять желание сочинять двустишия.
Развивать умение эмоционально читать сти-хи, выполнять движения в играх - диалогах.
Развивать двигательную активность детей.
Воспитывать доброе отношение к животным, желание помочь попавшим в беду.
Методы и приёмы:
Создание эмоционального настроя предложением найти потерявшегося щенка: сходить в «Бюро находок».
Загадки - складки «Бытовая техника».
Сочинение загадок - складок о вещи, попавшей в «Бюро находок» (по алгоритму «Двустишие»).
Игры - диалоги «Попугай», «Кошка и мышка».
Танцевальные движения под музыку.
Март.
1 занятие «Чем порадовать маму?»
Задачи:
Упражнять в различении стихов и прозы.
Прививать любовь и уважение к близким людям, стремление им помочь.
Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса, мелкой моторики пальцев рук.
Стимулирование творческой работы детей.
Методы и приёмы:
Рассказ В. Осеевой «Печенье». Стихотворение С. Погорельского «Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй».
Анализ - беседа по рассказу.
Вопрос: Хорошо ли поступили мальчики? Почему молчали мама и бабушка?
Заучивание призыва: «Стать добрым волшебником.»
Пальчиковая игра «Славная семейка»
Сочинение двустиший о маме.
2 занятие «Мы идём спасать весну!»
Задачи:
Помочь увидеть красоту стихов о весне, природе.
Знакомство с М. Ф. Ф. : закличками, поговорками о весне. Привитие уважения к традициям русского народа.
Воспитывать доброе отношение к природе, ко всему живому.
Стимулировать стихотворчество.
Развитие пластики, чувства ритма, темпа и силы голоса.
Закрепление умения выполнять движения под слова стихов эмоционально.
Методы и приёмы:
Создание эмоционального настроя : введение персонажа- сороки с письмом - кодом о помощи.
Поговорки, заклички о весне.
Д/и «Испорченные фотографии». Вопрос - задание : «Как убрать сугроб?»
Игра «Волшебное превращение» (руки-лучи, теплые и ласковые).
Создание установки на творческую работу : сочинить стишок, тогда откроется замок.
Стихопластика «Ми идем искать весну.» (весеннее утреннее приветствие).
Апрель.
1 занятие «Добрый доктор Айболит».
Задачи:
Закрепление умения подбирать ответ - рифму к загадке.
Развитие четкости произношения, темпа речи, силы голоса.
Воспитывать любовь, бережное отношение к животным, стремление помочь.
Побуждение к сочинению загадок - складок.
Закрепление умения понять переносный смысл фразеологизмов.
Методы и приёмы:
Создание эмоционального настроя: введение сказочного героя - Айболита.
Отгадывание загадок о животных.
Разучивание призыва : «Открыта больница для птиц и зверей!.»
Приговаривание : «Добрый доктор Айболит.» ласковым голосом.
Игра «Больница в лесу».
Придумывание загадок - складок (используя алгоритм).
Объяснение детьми фразеологизмов «Бить баклуши», «Вешать лапшу на уши», «Голодный как собака».
2 занятие «Маленький клоун»
Задачи:
Закрепление умения отгадывать загадки - складки.
Знакомство и отгадывание загадок -путаниц. Развитие смекалки.
Закрепление представлений о признаках стихотворной речи.
Развитие четкости произношения звуков «С- Ш»; развитие пантомимики, умения соотносить слова с движением.
Формирование юмора детей.
Методы и приёмы:
Эмоциональный настрой : появление клоуна из ладошки воспитателя (шарик с глазами, улыбкой)
Загадки-складки.
Загадки-путаницы. Игровое задание : «Прохлопай и прошагай стишок «При царе да при горохе…» Найди похожие по звучанию слова.
Игра «Резиновая кукла»
Стих «Тарарам» В. Лунина.
Май.
1 занятие «Путешествие в «Играй – городок».
Знакомство с бесконечными стихами.
Воспитывать умение понимать юмористический смысл стихов, которые не кончаются.
Развитие темпа речи, четкости произношения, силы голоса.
Упражнение в нахождении нужной рифмы.
Развитие воображения, творчества.
Методы и приёмы:
Стих. «Шел я как-то через мост». Обыгрывание стиха (бумажные вороны для всех детей, мост - длинный лист бумаги).
Чтение этого стихотворения с заданием: начало прочитать громким голосом, конец - тихим, начало - быстро, конец - медленно.
Словесная игра «Продолжи стишок».
Вспомнить стихотворение «Живые смешинки». Предложить детям представить и нарисовать «смешинки».
2 занятие «Стихотворный портрет друга».
Задачи:
Развитие речи детей : умение говорить в прозе, стихах.
Развитие творчества, воображения.
Воспитывать доброе отношение к своим друзьям, игрушкам, животным.
Методы и приёмы:
Указание -побуждение : рассказать о своем друге (мальчике, девочке, игрушке, животном). Попробуй рассказать о друге в стихах (пользоваться алгоритмом).
Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».