юлия суханова
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Мы разные, но все мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: коммуникативная деятельность
Форма организации: групповая
Предварительная работа: чтение стихов о Родине; знакомство с символикой государства; закрепление понятия «многонациональная страна», игры на развитие толерантности, знакомство с подвижными играми разных народов.
Средства:
наглядные:
- куклы в национальных костюмах;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- атрибуты для подвижных игр: гимнастическая палка – 2 шт., обручи – 2 шт., стойки для гимнастических палок – 2 шт.
мультимедийные:
- видео-презентация для 1 куплета песни «С чего начинается Родина»
- видеофильм-путешествие «Все мы разные» (составитель Суханова Ю. В.)
музыкальные:
- муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский «С чего начинается Родина» в исп. М. Бернеса;
- муз. Г. Струве сл. Н. Соловьева «Моя Россия»;
- муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского «Родные места»;
- гул летящего самолета
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих приобщению детей к социокультурным нормам
Задачи:
- воспитательные:
• Воспитание морально-нравственных качеств.
• Воспитание чувства толерантности.
- развивающие:
• Развитие эмоционального и социального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.
- образовательные:
• Формирование первичных представлений о Родине, представлений о социокультурных ценностях, традициях разных народов.
Интеграции образовательных областей:
- познавательное развитие (содержание модуля: приобщение к социокультурным ценностям);
- социально-коммуникативное развитие (содержание модуля: патриотическое воспитание);
- речевое развитие (содержание модуля: развитие речи);
- художественно-эстетическое развитие (содержание модуля: приобщение к искусству, музыкальная деятельность);
- физическое развитие (содержание модуля: физическая культура).
Виды деятельности: познавательная, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная.
Формы взаимодействия с детьми:
- рассказ;
- игра;
- показ.
Содержание деятельности
Выходит педагог в русском национальном костюме.
Звучит 1 куплет песни «С чего начинается Родина».
На экране видео-презентация: фотография группы детей, фото мамы, качающей малыша. Дети, одетые в русские, таджикские национальные костюмы, свободно располагаются в группе, слушают песню, смотрят видео-презентацию.
Воспитатель:
Ребята! У каждого человека есть Родина и свой родной язык.
Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы.
На земном шаре существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем маленькими, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке.
Звучат отрывки колыбельных песен на таджикском и русском языках.
Ребята, на каком языке прозвучали колыбельные песни?
Да, сейчас мы с вами услышали колыбельные песни двух стран: Таджикистана и России.
Но на нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Посмотрите на то, как мы с вами сейчас одеты. Как вы думаете, почему у нас разные костюмы?
Правильно, потому, что мы с вами представляем людей разной национальности. Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по странам, чьи костюмы мы представляем и познакомиться с культурой и традициями этих стран.
А на каком виде транспорта мы можем быстро попасть в любую точку мира?
Ответы детей
Физкультминутка «Самолет»
Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.
(Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Звучит таджикская музыка
Воспитатель:
Ребята, мы с вами прилетели в прекрасный край — Таджикистан. В этой стране много гор и плодородных земель, где выращивают хлопок.
Видеоролик о Таджикистане
Главный город Таджикистана называется Душанбе, что в переводе на русский язык означает — понедельник.
Государственный флаг Таджикистана состоит из трех цветов — зеленый, красный и белый. Красный цвет означает единство таджикского народа, белый — цвет хлопка, главного богатства страны и цвет снежных вершин гор. Зеленый — цветущие плодородные долины. Посередине изображена корона с семью звездами.
Государственный герб — корона и полукруг из семи звезд в лучах солнца, восходящего из-за гор; справа мы видим колосья пшеницы, а слева ветки хлопка, которые говорят о плодородных землях Таджикистана. Внизу расположена книга, символизирующая мудрость.
Давайте посмотрим, как выглядит традиционная женская одежда. Таджички носят длинные платья-рубах — курты. Украшенная тюбитейка и чалма — головные уборы. Женщины носят цветастые платки, которые называются «лачака».
Головной убор у мужчин тоже называется тюбитейка. А национальную мужскую одежду всегда составляет халат - «чапан» традиционных цветов, хлопчатобумажная рубаха - «курта», шаровары, широкий пояс. Поверх, вне зависимости от погоды, надевается стеганый халат. Его удобно носить летом – он удерживает прохладу в теле. Зимой его заменяют на ватный – он отлично сохраняет тепло.
Таджикские костюмы всегда яркие и красочные. Считалось, что чем богаче владелец, тем ярче будет его костюм. Из-за особенностей климата для тканей используют хлопок или шёлк. Из них получаются легкие, дышащие ткани, которые идеально подходят для жаркого климата Таджикистана.
И мужчины и женщины носили специальные легкие сапоги из козьей кожи – ичиги. Однако в сельской местности помимо ичиг, носили тяжелые сапоги на высоком каблуке или же деревянные башмаки – выбор зависел от погоды.
Государственным языком Таджикистана является таджикский язык. И сейчас Нигина и Юсуф прочитают нам стихи на своем родном языке.
Дети в таджикских костюмах читают стихи на таджикском языке, затем переводят их на русский язык.
Воспитатель:
Спасибо, ребята, за то, что дали нам возможность услышать таджикскую речь!
А еще в Таджикистане очень любят играть в подвижные игры. Предлагаю вам поиграть в игру «Аспакбози» (Игра в лошадки).
Дети играют в таджикскую национальную подвижную игру.
Воспитатель:
Ребята, а сейчас нам с вами вновь надо отправляться в путь. Нас ждет новая страна – Кыргызстан.
Садимся в свои самолеты – и вперед!
Физминутка «Самолеты».
Воспитатель:
Мы с вами прилетели в еще одну удивительную страну – Кыргызстан.
Киргизия — это горная страна, в которой горные снега и ледники дают жизнь бесчисленным рекам, несущим воду в долины.
Дети просматривают видеоролик о Кыргызстане.
Воспитатель:
Когда говорят о Кыргызстане, первое, о чем вспоминают – это озеро Иссык-Куль. Иссык-Куль, буквально означает “горячее озеро”.
В Кыргызстане поражает необыкновенные природные контрасты, которые, казалось бы, можно увидеть лишь в разнообразных местах Земли. Покрытые снегом горные вершины соседствуют с арчевыми лесами и богатейшими высокогорными пастбищами, с которыми связан коренной уклад жизни в Кыргызстане. Это бешеные горные реки и хрустально прозрачные озера. Это чистейший горный воздух и неповторимые ароматы.
Главный город Кыргызстана называется Бишкек.
Государственный флаг Кыргызской Республики представляет собой полотнище красного цвета, в центре которого расположен диск солнца с отходящими от него по кругу золотистыми лучами. В середине диска изображение тюндука — в качестве символа юрты, национального жилища кыргызов.
Герб Кыргызстана. На темно-синем фоне Государственного герба Кыргызской Республики изображены восходящее над снежными вершинами Ала-Too золотистое лучистое солнце, символизирующее молодое государство, и голубой Иссык-Куль, как бы вобравший в себя нравственную чистоту, гордость и патриотизм обитателей кыргызской земли. Поддерживает горы, солнце и озеро своими могучими крыльями Белый кречет великого Манаса — воплощение национальной гордости, независимости, свободного духа кыргызов. Именно поэтому главная награда страны — знак народного героя Кыргызстана носит название “Ак-Шумкар” (“Белый кречет”).
С двух сторон композицию обрамляют золотистые колосья пшеницы и белые коробочки хлопка. На гербе надпись “Кыргыз Республикасы” (“Кыргызская Республика”).
Давайте рассмотрим национальную одежду кыргызов.
Особенности кочевого образа жизни кыргызского народа нашли свое отражение в национальной одежде. Во-первых, одежда должна была быть легкой и удобной, чтобы в ней можно было комфортно передвигаться верхом на лошади. Во-вторых, одежда должна была быть прочной, но незамысловатой, чтобы ее можно было без труда изготовить в натуральном хозяйстве. В-третьих, она должна надежно защищать человека от холодов, что немаловажно в условиях горного климата. Основными материалами для изготовления одежды были грубая шерсть, войлок, шкуры и кожа домашних животных.
Верхняя мужская и женская одежда называется чапан. Чапан представляет собой подобие халата на вате или из прочной и теплой шерстяной ткани, с пуговицами и стоячим воротником. В зимнее время носили овчинные тулупы – тон, и меховые шубы – ичик, сделанные из меха лисы, волка или рыси. Основная традиционная обувь – сапоги с длинными голенищами и узкими носками, украшенными цветным орнаментом.
Мужчины носили просторные штаны из кожи или замши, расшитые цветными нитками (чалбар, кандагай, нательные распашные рубашки (кёйнёк, войлочный халат (кементай). Знатные и богатые люди носили ювелирные украшения. Мужской атрибут богатства в одежде – это широкий кожаный пояс (кемер, украшенный различными серебряными вставками.
Традиционная женская одежда состояла из длинной белой рубахи или платья (кёйнёк) и длинных шаровар. Молодые женщины носили безрукавки из цветного бархата – чыптама.
Особое место в традиционной одежде кыргызов занимают головные уборы. Ак калпак – белая войлочная шляпа, которую носят мужчины – является настоящим символом кыргызского народа. Уникальным является головной убор в форме тюрбана из тонкой белой кисеи – элечек, который носят замужние женщины.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на кукол в таджикской и киргизской одежде и ответьте, чем они похожи, и чем отличаются.
Дети рассматривают кукол в национальных одеждах и находят сходство и различия в одежде.
В течение многих столетий переезжали киргизы с места на место. Но, как и оседлым народам, им нужен был дом, который защитил бы их от ненастья, дал тепло и уют всей семье.
Кыргызский дом — юрта, имел большое преимущество: он был всегда под рукой, куда бы они ни направлялись.
Юрта - весьма удобный вид жилища в условиях кочевого образа жизни: деревянный каркас и войлочное покрытие легко разбираются на отдельные вьюки, которые можно легко перевозить на верблюдах или лошадях. Также легко она собирается на новом месте.
Кочующие кыргызы занимались разведением лошадей, овец. И очень часто сталкивались с хищниками, которые хотели причинить ущерб стаду. Это противостояние пастухов и волков нашло отражение даже в детских играх.
Я предлагаю вам поиграть в народную киргизскую игру «Коюма карышкыр тийди» (Волк в отаре).
Дети играют в национальную подвижную игру.
Воспитатель:Ребята, и вновь нам пора отправляться в путь. Заводим моторы. !
Физминутка «Самолет»
Звучит песня «Родные места», сопровождающаяся видеорядом с видами России.
Ребята, мы с вами вновь очутились в нашей родной стране — России. И сейчас я попрошу вас помочь мне рассказать о нашей стране.
- Как называется главный город России? (Москва)
- Какого цвета государственный флаг России? Что обозначают цвета нашего флага?
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, и не идет на конфликт с другими странами.
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.
Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная, миролюбивая.
- Что изображено на государственном гербе России?
Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение:
•Двуглавый орел – символ единства России, охрана своих земель на Западе и Востоке;
•Короны – союз республик, входящих в состав России;
•Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;
•Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага;
•Красный цвет щита — неустрашимость, великодушие;
•Золото в оперении орла — Сила, богатство, могущество.
Я приглашаю Веронику Ф. прочитать нам стихотворение о России.
Вероника в русском народном костюме читает стихотворение о России.
Воспитатель:Спасибо, вероника. А сейчас давайте посмотрим, какая большая, необъятная и богатая наша страна – Россия!
Просмотр видеоролика о России
Воспитатель:Ребята, Россия, как и другие страны, имеет богатое наследство, много традиций и обычаев. И, по русскому обычаю, я приглашаю вас на танец.
Танец «Русский узор»
Воспитатель:
Ребята, мы с вами побывали в разных странах. Вы увидели, что у разных стран разные традиции и обычаи. Но, несмотря на это, можно сказать, что мы очень похожи. Как вы думаете, что нас всех объединяет?
Почему вы так думаете?
Дети высказывают предположения, аргументируют свой ответ.
Воспитатель:Я согласна с вами, что нас объединяет одно — любовь к своей стране, к своему народу, к своим обычаям. Давайте будем беречь друг друга, ведь все мы разные, но все мы — вместе!
Вам понравилось наше путешествие?
Что больше всего вам запомнилось? Почему?
Я предлагаю вам самим выступить в роли дизайнера одежды и придумать
одежду в национальном стиле для наших кукол.
Дети выбирают материал для одежды: бумага, цветные салфетки, ткань, шерстяные нитки.