Юлия Арцыбашева
Музыкотерапия — профилактика негативных эмоций, один из способов развития личностных особенностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Музыкотерапия – профилактика негативных эмоций, один из способов развития личностных особенностей детей дошкольного возраста.
Музыкотерапия может использоваться в разных видах музыкальной деятельности : в процессе слушания и музицирования. Современная музыкотерапия основана прежде всего на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.
Публикация «Музыкотерапия — профилактика негативных эмоций, один из способов развития личностных особенностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии.
Основой вокалотерапии являются принципы классического пения, а главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения и вокальные произведения. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов при умелом использовании может прекрасно стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья.
Процесс пения – сложнейший психофизиологический акт, в котором сочетаются дыхание с одновременными колебаниями голосовых связок. На фазе выдоха голосовые связки, расположены в гортани, являются источником звукообразования.
Органы, которые участвуют в процессе звукообразования – это гортань, бронхи, легкие, рот (называемый в вокальной литературе артикуляционным аппаратом) и диафрагма. Во время глубокого вдоха диафрагма опускается и уплощается, при этом мягко начинает давить на органы брюшной полости. Во время выдоха она, наоборот поднимается вверх и мягко подпирает органы грудной клетки. А если глубокое дыхание повторяется одно за другим, то осуществляется эластичный массаж внутренних органов. Это важнейшее положительное свойство вокала для здоровья.
Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Ведь искусство пения – это еще и искусство дыхания. Дыхательная музыкотерапия включает игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания. Она позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Правильное дыхание является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни.
С учетом рекомендаций специалистов по музыкальной терапии на музыкальных занятиях я использую музыкально-терапевтические упражнения по методике Т. И. Баклановой.
Сейчас мы вместе с ребятами выполним арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…».
(звучит фонограмма «Звук волны»)
- Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).
Следующее арт-терапевтическое упражнение «Голоса природы». ( Дети имитируют писк комара: на звук (З) они поют в среднем регистре сначала по одной ноте, затем звучание колеблется в пределах полутона. Звуком (Ж) мы изобразим жужжание жука. Ученики поют сначала на одной ноте, а затем восходящим движением звука изображают взлет жука. После этого нисходящим движением звука изображают приземление жука.) – пример звукотерапии.
Для активизации диафрагмы используется упражнение «Кузнечик» : разные гласные звуки поются отрывисто (стакатто, при этом интенсивно работает брюшной «пресс».
Слушание музыки – один из видов музыкальной терапии, применяется на каждом музыкальном занятии. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно разные биохимические процессы, так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние. Дети и сами участвуют в исполнении мажорной музыки на шумовых инструментах, где темп, ритм, динамика музыкального произведения. оказывает мощное воздействие на самого исполнителя.
Я предлагаю вам в ансамбле исполнить «Камаринскую». (Раздаю детям маракасы, трещотки, румба). На сильную долю вначале вступают маракасы, затем трещотки, а затем весь оркестр).
Упражнение «Аромат цветов» основано на принципах дыхательной терапии с использованием цветовой диагностики эмоционального состояния детей. Каждому ученику раздается цветок, сделанный из вырезанных лепестков из цветной бумаги. Выполняя это упражнение, каждый ребенок выбирает один из лепестков и дует на него, чтобы исполнилось его желание. Выбранный цвет лепестка может служить показателем эмоционального состояния ребенка.