Ольга Тарасенко
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь с различными нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного и школьного возраста. И это неудивительно, ведь современные дети всё свободное время проводят с гаджетами: телефонами, планшетами, телеприставками. Сейчас редко встретишь во дворе девчонок, прыгающих в «резиночки» или «классики» или мальчишек, гоняющих мяч или играющих в «казаки-разбойники».
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Это приводит, в первую очередь, к гиподинамии, ожирению, сколиозу, плоскостопию и другим проблемам. Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей, оно выражается в деформации стопы и уплощении ее свода.
Что влияет на развитие плоскостопия:
- наследственность (нужно регулярно посещать с ребенком врача-ортопеда и заниматься профилактикой плоскостопия,
- «неправильная» обувь (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкая или широкая);
- чрезмерные нагрузки на ноги (к примеру, при поднимании тяжестей или при избыточной массе тела;
- чрезмерная гибкость суставов;
- рахит;
- паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП;
- травмы стоп.
Но родители часто не воспринимают это заболевание всерьёз, и это неправильная позиция. Дети, страдающие плоскостопием, жалуются на боли в стопах, повышенную утомляемость, боли в голенях. Плоская стопа не только ухудшает осанку человека, ведь плоскостопие нарушает некоторые очень важные функции стопы, например, амортизация почти не происходит, и при ходьбе весь «удар» достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к серьезным костным заболеваниям – артритам, остеохондрозам.
Поэтому мой главный совет вам, родители моих воспитанников: проводите совместный досуг активно: ходите на прогулки на свежий воздух, играйте в подвижные игры и начинайте каждое утро с зарядки. Для профилактики плоскостопия полезна ходьба босиком по поверхности различной фактуры: песок, мелкие камушки, трава. В домашних условиях это можно заменить ортопедическими массажными ковриками.
Для профилактики или лечения начальной стадии плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста рекомендую вам несложный комплекс упражнений. Для выполнения этого комплекса ребенок должен быть одет в любую удобную, не стесняющую движения одежду, например, шортики и майка. На ногах могут быть носочки, либо ножки могут быть босыми.
Для выполнения упражнений вам понадобятся аксессуары, которые есть дома у каждого ребенка. Если же какого-то предмета под рукой нет, его можно заменить чем-то похожим по форме. Итак, вам понадобятся: детский стул, гимнастическая палка либо любой похожий на неё предмет, небольшой резиновый мяч, 1-2резиновых мячика с шипами, скакалка или веревка, мелкие предметы, например, прищепки, небольшой мешочек с любым наполнителем (песок, фасоль, крупа и т. д.). Мы с моей ассистенткой Соней покажем вам упражнения.
«Птичка на веточке». И. п. – стоя, руки на поясе. На полу перед ребёнком лежит гимнастическая палка. Ребёнок наступает на палку так, чтобы носочки лежали на палке, а пятка – на полу. Необходимо боком пройти до края гимнастической палки.
И. п. – стоя, руки на поясе. На полу перед ребёнком лежит гимнастическая палка. Упражнение похоже на предыдущее, только стопа располагается так, чтобы пальцы были на полу, а пятки на гимнастической палке. Необходимо боком пройти до края гимнастической палки.
«Ёлочка». И. п. – стоя, руки на поясе. Шаги вдоль палки, стопы слегка развернуты, пятки внутрь, носки наружу.
«Ёжик». И. п. – сидя на стуле, спина прямая, руки вдоль туловища. Перекатывать резиновый мяч с шипами сначала правой, потом левой стопой. Катать мяч можно вперед-назад, по кругу.
«2 ёжика». И. п. – сидя на стуле, спина прямая, руки вдоль туловища. Упражнение похоже на предыдущее, но катать необходимо два мяча одновременно обеими стопами. Катать мячи можно вперед-назад, по кругу.
И. п. – сидя на стуле, спина прямая, руки вдоль туловища. Обеими стопами обхватить мяч средней величины, медленно приподнимать его, выпрямляя ноги и опускать на пол.
И. п. – сидя на стуле, ноги на полу, подъем на носочки, спина прямая, руки вдоль туловища. Мяч средней величины зажать между коленями, медленно приподнимать его к груди.
И. п. – сидя на полу, упор на руки. Слева от ребёнка рассыпаны мелкие предметы, например, прищепки. Поднимать пальцами ног прищепки и переносить их слева направо. Затем сменить ногу и переносить прищепки справа налево.
И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Поднимать пальцами ног с пола разные мелкие предметы, например, прищепки и складывать их в ёмкость или коробку.
«Грузчик». И. п. – стоя, руки вдоль туловища. На правую ногу помещается мешочек. Ходьба на пятках, носки на себя, удерживать при ходьбе мешочек.
Выполнять такой комплекс упражнений нужно не реже 3 раз в неделю, но лучше выполнять его ежедневно. Вы можете выполнять его вместе со своим ребенком и тогда Ваши уставшие за день ножки скажут Вам спасибо! А совместные занятия физкультурой не только полезны для здоровья, но и помогают формировать привычку к здоровому образу жизни, ведь мы – пример для наших детей.