МААМ-картинки

Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Ирина Колотилина
Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальный руководитель : Колотилина И. Н.

Музыкальные занятия в ДОУ – это возможность для ребенка сменить обычную обстановку, узнать что-то новое, пообщаться. Именно поэтому каждое новое впечатление так важно для развития ребёнка. Музыкальные занятия призваны разнообразить быт ребенка, давать ему новые знания и впечатления, при этом они ориентированы на индивидуальные способности.

Публикация «Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимательном отношении и в индивидуальном подходе при выборе видов деятельности на занятии. Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность.

Зачастую каждый такой ребёнок – уникален в своём музыкальном восприятии, и основная задача педагога – подобрать такие игры, которые помогут ребенку максимально раскрыться и получить удовольствие от занятия. Музыка может стать хорошим другом и источником душевного равновесия ребенка, как в раннем возрасте, так и в дальнейшей жизни.

Положительная роль музыкальных занятий заключается в улучшении физического и морального состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;

тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;

обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств. Для этого на занятиях обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия. Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал.

Для музыкальных занятий, в первую очередь, необходимо создать определё нные условия: в зале должно быть тихо, посторонние звуки не должны мешать ребёнку сосредоточиться.

Весь необходимый инвентарь должен быть подготовлен заранее и находиться за ширмой, чтобы не отвлекать ребёнка от совершаемых действий. Детям с ОВЗ бывает трудно сосредоточиться на требуемых от них действиях, поэтому ничто не должно их отвлекать.

Занятие всегда должно быть одинаково выстроено, чтобы ребёнку проще было ориентироваться в происходящем и занятие не пугало его.

В начале – приветствие. Ребёнок постепенно привыкает к этому ритуалу и уже в самом начале занятия получает заряд положительного настроя, передающегося с улыбкой педагога.

После приветствия педагога перед ребёнком ставится задача «поздороваться с музыкой» : сидеть тихо и слушать музыку, которую педагог исполняет на музыкальном инструменте. Здесь следует особое внимание обращать на исполнение: музыкальный материал должен быть исполнен качественно, поскольку в комплексе все мелодии и песни, звучащие на занятии, формируют музыкальные представления ребёнка.

Далее следует разминка. Это определённый набор действий, который повторяется из урока в урок, формула, которую осваивает ребёнок, для того, чтобы включиться в занятие. Разминка открывает и каждое групповое занятие.

Основные задачи этой вступительной части урока – установление контакта с ребёнком, создание атмосферы психологического комфорта.

Собственно занятие состоит из комплекса заданий, которые подбираются с учётом индивидуальных особенностей развития и интересов ребёнка. Кто-то из детей боится шумовых инструментов, кто-то любит подвижные игры и так далее. Иногда привычное и любимое занятие даётся ребёнку с трудом из-за настроения либо самочувствия – поэтому содержание урока всегда вариативно и должно гибко подстраиваться под малыша.

Основные виды деятельности на уроке:

упражнения для развития пальцев рук;

упражнения для развития речевых и мимических движений;

слушание музыки;

игра на детских музыкальных инструментах;

разучивание танцевальных движений;

подвижные игры.

Наиболее сложные для ребёнка задания должны чередоваться с более лёгкими и интересными ему.

Пальчиковые игры способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, повышают общий уровень организации мышления.

Эффективны в работе логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры.

Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач:

развитие внимания, самоконтроля;

формирование координации движений;

развитие мелкой моторики;

развитие чувства ритма.

Часто ребёнок проявляет большой интерес к инструменту, на котором педагог исполняет музыку. Знакомство с настоящим музыкальным инструментом может стать неотъемлемой частью каждого занятия.

Длительность занятия – 15 минут. Однако занятие может быть продлено, если у малыша нет иных занятий, режимных моментов и есть желание заниматься и играть дальше.

Индивидуальное музыкальное занятие с ребёнком с ОВЗ – комплексное мероприятие, включающее в себя виды деятельности, направленные на физическое и эмоциональное развитие ребёнка.

Список литературы:

1. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр Академия, 2005

2. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016

3. Лизунова Т. А. Развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальной деятельности.

4. Радынова О. П., Катинене А. И. Музыкальное воспитание дошкольников. - М. : Академия Москва, 1998

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.

Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей. 1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами.

Инновационные методы работы детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями органов движения) Дошкольный возраст – это период, когда происходит бурное развитие всех функциональных систем организма, способствующий созданию устойчивого.

Использование проекта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по приобщению к истокам русской культуры Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающее личность. Дмитрий Лихачев В МКДОУ «Детский сад № 325 компенсирующего.

Использование технологии «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья В последнее время в системе образования произошел ряд изменений. Образовательные учреждения призваны обеспечить равный доступ к образованию.

Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями «Мамина любовь» МУДО Сенгилеевский ЦДТ. П. Д. О. Патрикеева С. В. 5.03.2018г Творческое занятие «Мамина любовь» (конспект занятия для детей с ограниченными.

Организация работы с детьми 5–7 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Инклюзивное образование в России - новая, недостаточно изученная форма обучения детей с ограниченными возможностями. Оно предполагает изменение.

Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Особенности организации коррекционной работы тифлопедагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения, на.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 31 марта 2018 в 09:40
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Колотилина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД