Елена Галактионова
Использование технологии «Проблемный диалог» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в системе образования произошел ряд изменений. Образовательные учреждения призваны обеспечить равный доступ к образованию для всех обучающихся, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 2 п. 27). Это коснулось и дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования для детей с ОВЗ стало: устранение социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особыми возможностями здоровья к общему образованию, приобщение к жизни в социуме.
Публикация «Использование технологии „Проблемный диалог“ в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ (в частности с ЗПР, стремятся максимально полно компенсировать дефициты в их развитии. Известно, что для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характерна низкая познавательная активность, вплоть до интеллектуальной пассивности. Недостаточное развитие познавательного интереса у детей с задержкой психического развития связывают с интеллектуальным отставанием, незрелостью эмоциональной сферы и личности в целом. Для большинства детей с ЗПР характерно отсутствие познавательно- интеллектуальных предпочтений, т. е. они предпочитают когнитивно облегченные занятия (музыка, рисование, физкультура). Познавательный интерес к когнитивно насыщенным занятиям мало выражен. На занятиях дети проявляют недостаточную сосредоточенность, бездеятельность при затруднениях.
В связи с этим коррекционно-развивающий процесс с такими детьми направлен как на развитие познавательных процессов, так и на развитие познавательного интереса. Не для кого не секрет, что у большинства детей с ЗПР к концу дошкольного возраста сформированы лишь предпосылки познавательного интереса. Что усложнит их обучение в школе. Ознакомившись с технологией проблемного диалога, мы пришли к выводу, что ее использование на занятиях будет способствовать не только полноценному развитию познавательных процессов, но и формированию познавательного интереса.
ФФ
Поскольку у детей с задержкой психического развития не сформирована познавательная, поисковая мотивация (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей. Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Когда ребенок будет стремиться сам получать новые знания, то и сам коррекционный процесс окажется более эффективным. Поэтому в работе с детьми с задержкой психического развития необходимо непосредственное вовлечение детей в процесс познания.
Для успешной работы по формированию познавательного интереса у детей с задержкой психического развития необходима организация личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Поскольку обучение проходит более эффективно, когда дети пытаются осмыслить мир вокруг себя. То необходимо сделать процесс обучения интерактивным, в который вовлечен сам ребенок, другие дети, взрослые, а так же окружающий мир. Работа на занятиях должна проводиться таким образом, чтобы дети разбирались во всем самостоятельно, так как то, чего ребенок добился сам, усваивается намного быстрее и качественнее.
Тот факт, что именно технология Проблемного диалога может в полном объеме обеспечить соблюдение перечисленных выше требований, и подтолкнул нас к ее внедрению в коррекционно-образовательный процесс.
Несмотря на то, что технология проблемного диалога была разработана для использования в школьном обучении, и совсем недавно ее стали использовать в дошкольном образовании, а внедрение ее в работу с детьми с ЗПР вообще только начинается, мы видим большие перспективы использования данной технологии именно в работе с детьми с ОВЗ. С помощью технологии «Проблемный диалог» в НОД реализуются коррекционно-развивающие задачи и формируется познавательно-исследовательская деятельность. Как пример предлагаем проблемную ситуацию из НОД по экспериментированию «Свойства магнита»
анализ воспитатель дети
Обнажить житейское представление детей вопросом
Предъявить научный факт
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме Ребята, как вы думаете, если два магнита поднести друг к другу, что произойдет?
Поднести два магнита разными полюсами друг к другу, магниты отталкиваются
Вы сначала как думали?
А как на самом деле?
Какой возникает вопрос?
Ребята, как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? Они притянуться друг к другу
Что магниты притягиваются друг к другу.
Они отталкиваются
Почему магниты оттолкнули друг друга
О магнитах, когда они отталкиваются, а когда притягиваются друг к другу
Как результат использования технологии «Проблемный диалог» в НОД по экспериментированию решаются коррекционно-развивающие задачи, а именно: развитие умения выдвигать гипотезы, делать выводы. А это в свою очередь помогает в формировании познавательного интереса у детей с ОВЗ, таким образом обеспечивая подготовку к обучению в школе.
На занятиях по экспериментированию проблемный диалог можно включать не только в начале занятия как организационный момент, побуждающий к созданию проблемной ситуации, но и в ходе НОД, что позволяет активизировать мыслительную деятельность детей.
анализ воспитатель дети
Мнение детей вопросом
Побуждение к осознанию противоречия
Побуждение к проблеме Как вы думаете все ли магниты имеют одинаковую силу?
Вопрос был один? А мнений сколько? Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Какой возникает вопрос?
Да, нет, не знаю
Все ли магниты имеют одинаковую силу
Все ли магниты имеют одинаковую силу
В работе с детьми С ОВЗ помимо основной цели коррекционной работы – повышение уровня психического развития ребенка, у детей формируются знания, умения, навыки, необходимые для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья. Для решения данных задач необходимо задействовать возможность обучения в режимных моментах.
Режимные моменты – так же являются непрерывным процессом обучения детей с ОВЗ.
В своей практике мы применяем проблемный диалог помимо непосредственной образовательной деятельности в совместной деятельности с детьми.
При проведении режимных моментов большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. При этом учитывается программа, реализация условий, а также заболевания каждого ребенка. Обучение ребенка с использованием здоровье сберегающих технологий в режимных моментах имеет немаловажное значение для развития и реабилитации их в обществе. Во избежание перегрузки, переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением. Здоровье сберегающие технологии рассматриваются как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ.
Уже сейчас наш небольшой опыт использования данной технологии в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ЗПР свидетельствует о достаточно высоком уровне результативности. У старших дошкольников качественно компенсируются дефициты в развитии и формируется познавательный интерес.
В результате применения технологии «Проблемный диалог» в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Сначала души пробуди,
Пусть жажда к знанью в них проснется
Потом питомцев поведи
К прозрачно-чистому колодцу
Живую воду из глубин
Ты черпать научи рукою,
Чтоб свой народ и край любить
Мужать и хорошеть душою.