Ахметшина Илюса
Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу, нам взрослым, надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Перед педагогическим коллективом встают задачи поиска наиболее эффективных путей социализации детей с ОВЗ, формирования у детей таких качеств личности, необходимых для адаптации в социуме, как коммуникативность, доброжелательность, самостоятельность, уверенность в своих силах и ответственность.
Публикация «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Во взаимоотношениях с ребенком с ОВЗ педагог должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.
Для коррекции и профилактики психоэмоционального напряжения у детей, имеются разнообразные методы.
К ним относятся:
- Песочная терапия. Игры с песком направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
-Арттерапия. Подобная терапия направлена на выражение личности своих подсознательных особенностей с помощью творческого процесса
- Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это одно из направления психологии, которое использует сказку, как основной метод воздействия на ребенка. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения.
- Упражнения на снятие напряжения во время интеллектуальной деятельности; психогимнастика.
-Упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация и т. д. «Театр масок» - расслабление мышц лица, снять мышечное напряжение, усталость;
-Су-джок терапия. Массажные шарики способствуют успокоению, снятию мышечного напряжения. Массаж снимает спазм с сосудов головного мозга и физического тела, успокаивает сознание. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию.
- Игротерапия. Используются игры повышающие авторитет, значимость и уникальность детей, сплоченность детского коллектива, поднимает эмоциональный тонус.
Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции социально-эмоциональной сферы личности ребенка. Чаще всего коррекционно-развивающие игры связаны со снятием мышечного и эмоционального напряжения. С помощью игр, в группе создается эмоционально-положительная, спокойная атмосфера, дети учатся чувствовать, поддерживать, сопереживать друг другу.
«Найди друга»
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Секрет»
Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Рукавички»
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.
«Комплименты»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
«На что похоже настроение?»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
«Строим цифры»
Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», - дети выполняют задание.
ЗАМЕЧАНИЕ: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.
«Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки.
Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
"Испорченный телефон"
Все участники игры, кроме 2х закрывают глаза("спят").
Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник,"разбудив"второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов.
Далее второй участник "будит" третьего и передает ему свою версию
увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая
первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали.
Вопросы при обсуждении:
1."По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?";
2."Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?";
3."Трудно ли было тебе понять другого участника?"
Данные игры создают условия для самовыражения, безопасное пространство для общения, объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, развивают навыки социального поведения.