Людмила Васильева
Проект «Музыкальные шедевры-развитие творческого восприятия окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Ивановна Васильева, Московская область, Одинцовский район.
Проект музыкального руководителя «Музыкальные шедевры - развитие творческого восприятия окружающего мира»
Тема проекта: «Музыкальные шедевры - развитие творческого восприятия окружающего мира»
Введение.
Публикация «Проект „Музыкальные шедевры-развитие творческого восприятия окружающего мира“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется мышление, развивается эмоциональный интеллект, становится чутким к красоте. Необходимо дать ребенку уже в раннем дошкольном возрасте яркие музыкальные образы и впечатления, пробудить чувство сопереживания музыке. Музыкальное искусство оказывает незаменимое воздействие на формирование общечеловеческих ценностей: красоты, гармонии, добра, равенства, бережного и чуткого отношения к культурному наследию человечества.
Актуальность.
Процесс музыкального воспитания имеет ключевое значение в становлении полноценной всесторонне развитой личности ребенка. В процессе восприятия музыки формируется не только музыкальный вкус, развивается интерес к различным жанрам и видам музыкального творчества, но и развивается эмоциональный интеллект, способность осознавать через средства художественной выразительности чувства окружающих людей, понимать смысл и содержание музыкальных произведений, замечать хорошее и плохое, учиться проводить параллели между миром реальных объектов и их художественной интерпретации, вырабатывается способность к самостоятельному мышлению и абстракции, что оказывает незаменимое влияние на развитие полноценной психологически устойчивой интеллектуальной личности. Поиск и выбор правильных методик и современных образовательных технологий являетсся нетривиальной задачей, стоящей перед музыкальным руководителем. В настоящем Проекте я постараюсь изложить как благодаря инновационной программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» успешно достичь целей формирования основ музыкальной культуры у детей.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Срок реализации: краткосрочный
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети и их родители.
Цель:
Создание условий для формирования основ музыкальной, художественной и эмоциональной культуры детей.
Задачи:
-для музыкального руководителя: повысить свой уровень квалификации, опробовать эффективные технологии и современны методы воспитания детей;
- для дошкольников: выработать умение слушания музыки, навык работы с музыкальным материалом, расширять представления детей о музыкальных жанрах; развивать общее восприятие, воображение, абстрактное мышление у детей; побуждать интерес к музыке, признание ее ценности, способности к осознанию ее содержания, формы, темпа, ритма, музыкального языка; проявлению своего оценочного отношения к музыкальным произведениям; обогатить музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса.
Предполагаемый результат.
-для музыкального руководителя: приобретенный навык работы с передовыми технологиями музыкального образования; обнаржуить эффективные формы и методы работы с детьми по слушанию музыки.
-для дошкольников: сложатся положительные эмоциональные предпосылки к восприятию музыкальных произведений, сформируются представления о разных видах и жанрах музыкальных произведений; развито образное мышление и творческое воображение; повысится интерес к различным формам музыкальной деятельности; обогатятся музыкальные впечатления детей.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
II этап – основной
III этап – заключительный
План реализации проекта.
Подготовительный этап:
• изучение программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
• оформление дидактических материалов – «Танец», «Песня», «Марш»
• музыкально-дидактическая игра «Угадай марш?»
• карточки «Выложи ритм» (барабаны разных размеров)
Основной этап:
• игровые занятия по слушанию музыки,
• интегрированные занятия
• беседы
• рассматривание альбомов
• прослушивание концертов и музыкальных спектаклей
• проведение музыкально-дидактических игр
• организация выставки детских работ по теме «Мы рисуем музыку» (по прослушанным музыкальным произведениям).
Заключительный этап: Проведение музыкального занятия с детьми старшей группы «Виды маршей – в музыке, движении»
Основной этап:
Песня, танец, марш – жанры доступные восприятию дошкольников даже на начальной стадии их музыкального развития. Именно поэтому знакомить детей с ключевыми жанрами можно с младшей группы.
Расширяю представления детей о жанре, о форме музыкального произведения в старших группах. Дети осваивают понятие «жанр». Могут различать новые особенности музыкальных произведений.
Известно, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в то же время не быстрая. Бегать и прыгать под нее не очень удобно. Плавные и медленные движения то же не получаются. Зато ходить - одно удовольствие. И называется такая музыка - марш.
Различные произведения одного жанра углубляет восприятие музыки. Для выделения наиболее ярких выразительных средств музыки использую прием оркестровки. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру звучания данного произведения.
Эффективным приемом развития музыкального восприятия является передача характера музыки в движении, творческое использование образных движений. Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движении – общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, динамика. Объяснять детям что, выбирая движения необходимо прислушиваться к характеру музыки, подсказывающей действия отдельных персонажей. Этот прием дает возможность «увидеть» трехчастную форму произведения.
В свое работе использую оркестровку не только для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, и для творческого применения. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести, имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша используем барабан, тарелки, бубен и другие инструменты.
Так оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой. В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки и музыкально-ритмические движения. Такая структура придает занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии. На заключительных занятиях эти приемы могут применяться одновременно.
Дошкольники на заключительном занятии могли различить характерные признаки марша, для этого использовали метроном, определить маршевый характер музыки, различать настроение в пьесах с близкими названиями, самостоятельно найти нужную интонацию в заданном характере и жанре - сочиняли маршевую песню на слова «Дружно мы шагаем, песню запеваем!»
Результат проектной деятельности
-для музыкального руководителя: приобретен навык работы с передовыми технологиями музыкального образования; обнаружены эффективные формы и методы работы с детьми по слушанию музыки.
-для дошкольников: сформированы положительные эмоциональные предпосылки к восприятию музыкальных произведений, представления о разных видах и жанрах музыкальных произведений; развито образное мышление и творческое воображение; повысился интерес к различным формам музыкальной деятельности; обогатились музыкальные впечатления детей.
Вывод:
Важно в раннем возрасте заложить предпосылки для формирования творческой интеллектуальной личности. Использование современных образовательных технологий оказывает существенную помощь в решении этой задачи.
Использованная литература.
Радынова О. П. Песня, танец, марш. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Радынова О. П. Слушаем музыку. Москва. «Просвещение». 1990г. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. Москва. «Просвещение». 1986г.
Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Москва. «Просвещение». 1982г.
Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей) / Автор-сост. : С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М. : Просвещение, 1983, 1984.
«Музыкальный руководитель» журнал ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004-2010гг.
Е. Н. Арсенина Музыкальные занятия. Старшая группа ООО «Издательство Учитель», 2013 г., Волгоград