МААМ-картинки

Опыт работы «Познание окружающего мира через дидактические игры»

Татьяна Николаевна Сергеева
Опыт работы «Познание окружающего мира через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы

МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка»

Опыт работы

Тема: «Познание окружающего мира через дидактические игры»

Воспитатель: Сергеева Т. Н.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

А. С. Макаренко

Публикация «Опыт работы „Познание окружающего мира через дидактические игры“» размещена в разделах

Ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю. В поле непосредственного восприятия находится ближайшее окружение ребенка. Окружающий мир для ребенка многообразен и входит он в жизнь детей постепенно: чуть приоткрыв свои тайны, побуждает любознательность у маленького человека. Желание узнать больше. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Руководя игрой педагог воспитывает активное стремление детей, что то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.

В процессе работы с детьми по формированию представления о многообразии окружающего мира, я старалась строить обучение так, чтобы преподносимый на занятиях, в игре, материал вызвал у ребят удивление, изумлял их, старалась давать своим питомцам не просто сведения, а систематизированные знания. В процессе своей работы я сделала вывод : что именно в этом возрасте дети проявляют большой интерес к познавательной деятельности, они любознательны, активны, интересуются всем, что их окружает. Чтобы удовлетворить их потребности, я решила широко использовать дидактические игры, так как дидактические игры оказывают неоценимую помощь для развития этих способностей. В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что делает дидактическую игру особой формой обучения – легкого, быстрого и не преднамеренного усвоения детьми знаний. Именно игра позволит удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Внося в занятия элементы театрализации, актерского вживания в образ, использование костюмов и атрибутов сказочных персонажей, все это способствует развитию воображения, творческой фантазии, раскрытию собственного «я» ребенка, устанавливая вместе с ним собственные отношения с миром, ставя перед собой близкие и далекие задачи «хочу- могу- сделаю». Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Для себя в работе над данной темой я определила следующие задачи:

1)Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего непосредственного окружения.

2)Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

3)Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

4)Воспитывать игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

5)Развивать через игру и занятия - познавательные интересы.

6)Формировать устойчивый интерес к явлениям окружающего мира через дидактические игры.

7)Развивать у детей в процессе дидактических игр память, мышление, внимание, любознательность.

Задачи решала в нескольких направлениях.

Занятия Самостоятельная

деятельность

Темы:

1. «Волшебные превращения»

2. «Наше село»

3. Путешествие в сказку»

4. «Овощ я тебя знаю»

5. «Животные рядом со мной»

6. «Растения вокруг меня»

Работа с родителями.

1. Консультации:

Тема : «Познавательные интересы вашего ребенка»

2. Папки-передвижки «Поиграй со мною»

3. Открытие мероприятия с родителями «Воскресный день».

4. Изготовление пособий к дидактическим играм.

5. Дни открытых дверей. В процессе самостоятельной деятельности дети имеют свободный доступ к дидактическим играм, знают название и правила игр:

1. «Спрячь мышку»

2. «Из какой сказки»

3. «Чего не стало»

4. «Что в мешочке»

5. «Найди такую же»

Прогулки.

1. Целевые прогулки с использованием дидактического материала.

2. Использование дидактических игр на прогулке для индивидуальной работы.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части, характерные для игровой деятельности детей; замысел (задача, содержащие игровые действия, правила, результат.

Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность, мышление и речи детей.

Одним и элементов дидактической игры являются правила. Правила игры имеют обучающий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, писал: "Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию способностей. "

Работая с детьми 1мл. группы для развития умственных способностей, я играла с каждым ребёнком индивидуально, т. к. дети младшего возраста ещё не умеют играть, организовала игры по сенсорному развитию. Сенсорное развитие ребё нка-это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания-запоминания, мышления, воображение - строятся на основе образов восприятия. Знакомя детей с различными свойствами предметов, я не добивалась от ребё нка запоминания и употребления их названий: главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Чтобы привлечь ребёнка 1мл. группы к свойствам предметов, чтобы были устойчивые представления об этих свойствах, организовывала такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата, нужно было сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или не совпадение. Такое сопоставление дети 1мл. группы не могут выполнить зрительно, поэтому предлагала накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает возможность сопоставить те предметы, которые нельзя наложить друг на друга или приложить в плотную (объемные предметы). Когда дети перешли во 2мл. группу они уже овладели игрой, достаточным опытом игровой деятельности, игра стала для них самостоятельной, опираясь на их самоорганизацию я взяла игру на усложнение, не спешу подсказывать игровые действия. Игровая деятельность становится более осознанной, она направлена на достижение результата, создаю специальные типы игр с парными картинками, типа карточного лото, домино, с тематическими сериями картинок.

Из опыта работы по теме " Познание окружающего мира через дидактические игры" я пришла к выводу: игра для детей - это не только удовольствие и радость, что само по себе важно. Это тот мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, развивается. Играя, ребёнок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности, под час даже не догадываясь об этом. Стоит только уделять ребенку немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, становится более зрелым. Такому ребёнку все интересно - он просит позаниматься с ним еще и еще. Одним из факторов, влияющих на ранее развитие, является специально созданная среда, в которой малыш живет, среда, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения. Это прежде всего разнообразные игры, игрушки (из простейших подручных материалов, дающие массу тактильных, звуковых, обонятельных ощущений. Мною разработан творческий план - на тему: "Дидактическая игра в детском саду и дома" с целью привлечения родителей к совместной деятельности детского сада и семьи. В развивающей среде группы оформлен уголок на тему " Нам без сказки не прожить, сказка учит нас дружить" с элементами театрализации. С родителями был поведен конкурс "Лучшее дидактическое пособие своими руками" для пополнения театральной зоны.

Публикации по теме:

Система работы воспитателя по речевому развитию дошкольников (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский «Прежде всего, и главнейшим образом.

Конкурс чтецов-форма работы учителя-логопеда с детьми и родителями. Опыт работы Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас: - на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт работы 2015–2016 год Хочу поделиться с вами опытом работы с детьми дошкольного возраста по теме "Дидактические игры, как средство развития детей дошкольного.

Опыт работы: «Игровой стретчинг» Игровой стретчинг- как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста Инструктор по физической культуре МКДОУ.

Опыт работы по теме «Организация и эффективность работы по речевому развитию c использованием театрализации» Театр — это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Важность театрализованной деятельности.

Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию»Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.

Опыт работы. «Театрализация». Театральная деятельность в детском саду всегда вызывает интерес, но и некоторые затруднения у воспитателей. Педагог должен быть знаком с.

Опыт работы по здоровьесбережению Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный.

Развитие у детей КГН (опыт работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад № 125 «Яблонька» Обобщенный опыт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Познание окружающего мира через дидактические игры»
Опубликовано: 28 мая 2016 в 15:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Познание окружающего мира через дидактические игры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Николаевна Сергеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД