МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира «Путешествие в Тундру» (Старшая группа)

Зоя Богданова
Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира «Путешествие в Тундру» (Старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: (Слайд 2)

- познакомить детей с особенностями природных условий тундры;

- формировать у них элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

- развивать способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

- закрепить умение соблюдать правила безопасности в незнакомых местах зимой.

Публикация «Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира „Путешествие в Тундру“ (Старшая группа)» размещена в разделах

Материалы к занятию : презентация «Тундра»; карта России (природные зоны); карточки с изображением флоры и фауны тундры; аудиозапись звуков, песня «Увезу тебя я в тундру»; оборудование для опыта (ведёрки, земля, лёд, палочки, вода, комнатные растения).

Содержание: (Слайд 3)

1. Игра «Кто в теремочке живёт?»

2. Путешествие в тундру.

3. Времена года.

4. Вечная мерзлота. Болота тундры.

5. Растительный мир.

6. Животный мир.

7. Насекомые.

8. Птицы.

9. Обобщение. Приспособление животных и растений к условиям тундры.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но сначала мы с вами вспомним, где мы с вами побывали на прошлом занятии. (Ответы детей – на Северном полюсе). С какими животными Северного полюса мы познакомились? (Белый медведь, морж, тюлень).

- В какой стране мы живём? (Россия). Россия – самая большая страна в мире.

Игра «Кто в теремочке живёт?»

На доске: теремок из сказки и теремок с изображением Арктики.

На столе: карточки животных из сказки «Теремок» и животных с Северного полюса, и карточка с изображением северного оленя.

Воспитатель: Дети! Перед вами на доске два теремочка, на столе карточки с изображением животных. Вы должны правильно найти среди карточек животного и прикрепить в свой теремок. (Воспитатель выбирает детей, которые хотят принять участие в инсценировке сказки – 6 чел.). Дети инсценируют сказку «Теремок».

Затруднение происходит в ходе игры, когда доходит очередь до карточки с северным оленем. (Такое животное на Северном полюсе не живёт – оно травоядное.)

А о том, где живёт северный олень, мы узнаем в нашем путешествии по тундре.

2 ПУТЕШЕСТВИЕ В ТУНДРУ

Воспитатель: Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. (Слайд 4)

Воспитатель: Как вы думаете, дети, на каком транспорте можно добраться в тундру? (Ответы детей – на самолёте, на вертолёте).

Ребята, занимайте свои места в салоне самолёта. (Дети садятся по местам, согласно купленным билетам, пристёгиваются). Мы взлетаем!

Звучит первый куплет песни «Увезу тебя я в тундру». (Слайд 5)

Воспитатель: Под звуки взлетающего самолёта рассказывает детям о тундре. Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесная» равнина. Это северная суровая земля – вечная мерзлота, которая никогда не оттаивает на значительную глубину. (Слайд 6)

Воспитатель:

- Что мы видим из иллюминатора самолёта? (Снег, ровную местность, стадо оленей.) (Слайд 7)

Воспитатель: А о чём говорит присутствие в этих местах оленей? О том, что здесь есть растительность.

- А что необходимо всем растениям для жизни? (Свет, тепло, вода.) Выходит, что в этом месте всё это есть.

3 ВРЕМЕНА ГОДА (Слайд 8,9)

Зима наступает в тундре уже в сентябре быстро и внезапно, почва тотчас же сковывается морозом, замерзают и растения. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля.

Весна. Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю.

Лето резко обрывается. В тундре очень короткое лето, и температура воздуха даже в самые тёплые дни редко поднимается выше 5-10гр. С. Постоянно дуют сильные ветры, воздух всегда насыщен влагой. В тундре нет лесов, а животный мир ограничен немногими, нередко уникальными видами Летом тундра не молчит, она вся наполнена звуками, какие только птицы не встречаются в тундре. Гремит песня жаворонка, в болотце крякает утка, созывая своих утят.

Осень. В первые дни осени света ещё много и весёлые краски не угасают. Но солнце уже не такое яркое, какое-то сонное и неподвижное. Ощущается приближение полярной ночи, а птицы тундры, собираясь в бесконечные стаи и оглашая её прощальными криками, спешат назад к югу.

Тундра бывает очень красива дважды в году. Первый раз в августе, когда созревает морошка и ландшафт меняет цвет сначала с зелёного на красный, а потом на жёлтый. Второй раз - в сентябре, когда желтеют и краснеют листья карликовой берёзки и кустарничков. Это "золотая осень" в миниатюре.

Приход зимы застает растения в состоянии активной жизни. После первых зимних морозов многие из них стоят с замерзшими, но живыми листьями, с набухшими цветочными почками, с наполовину созревшими или почти зрелыми плодами.

4 ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА. (Слайд 10)

Практически везде в зоне тундры грунт скован льдом, сверкающие зеркала множества водоёмов - они образовались в результате таяния мерзлоты и проседания почвы.

Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре много болот и озёр, а почва влажная.

Эксперимент

Возьмём две одинаковые прозрачные емкости, наполненные землей и маленькими растениями с корнями. Емкости находятся в тёмных пакетиках. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем мягкой земли находится слой замерзшей земли (детям об этом неизвестно) и два одинаковых стакана с водой. Получилось так: в одной емкости земля нашей местности, а в другой земля - тундры.

Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло? (Вода ушла в землю.) Проделаем то же самое со второй ёмкостью. Что происходит? (Вода осталась на поверхности.) Почему она не проходит? Вероятно ей что- то помешало просочиться внутрь? Что же? Давайте снимем тёмные пакетики и в каждой ёмкости раскопаем землю.

И что же мы увидели: в первой ёмкости видны корни растения, они доходят до дна ёмкости и земля в ней влажная. Палочка в первую ёмкость с землёй входит полностью.

Во второй ё мкости: вода и корни растения видны на поверхности земли, до дна не доходят. Палочка вошла в землю только совсем немного, а вглубь ёмкости не прошла. Там находится что-то твёрдое и холодное, похожее на лёд, которое мешает просочиться воде внутрь.

Воспитатель: За длинную холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же как и в нашем случае, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля - её называют «вечной мерзлотой». Любая ямка, канава, впадина быстро наполняется водой и образуется болото.

Воспитатель: Как же в тундре растут деревья и растения?

5 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР (Слайды 11,12)

К жизни в суровых условиях приспособились немногие растения. К таким растениям относятся карликовая береза и полярная ива, морошка, брусника, голубика, клюква, черника, водяника.

Карликовые ивы чрезвычайно малы, имеют ползучие побеги, мелкие листья и настоящие ивовые сережки, правда очень мелкие и короткие.

(Слайд 13)

Карликовая березка — одно из самых распространенных растений тундры. Высота карликовой березки невелика — редко больше половины человеческого роста. И растет она не деревом, а ветвистым кустарником. Ветви ее невысоко приподнимаются вверх, а часто даже распростерты по поверхности земли. Листья карликовой березки совсем не такие, как у обычной березы, форма их округлая, причем ширина нередко больше длины. И размером они сравнительно малы — как мелкие медные монетки. По краю листа идут один за другим небольшие полукруглые выступы. Листья сверху темно-зеленые, глянцевитые, а снизу более бледные, светло-зеленые. Осенью листья красиво раскрашиваются — они становятся ярко-красными. Заросли карликовой березки в это время года необычайно красочны, они всегда удивляют своим ярким багрянцем. (Слайд 13)

Но как красива, всё-таки тундра летом! Она словно улыбается синевой озёр, неповторимыми закатами, удивляет обилием птиц, рыбы, ягод и грибов. Перед глазами сплошной ковёр цветов.

Цветы тундры. Мак, пушица, как и почти все другие тундровые травы - многолетнее растение. Ведь за короткое и прохладное полярное лето однолетним растениям очень трудно пройти полный цикл развития – то есть прорасти, образовать корни, стебли и цветки и дать семена. У всех цветов в промерзлой тундровой почве зимует морозостойкое корневище, от которого с приходом весеннего тепла сразу же отрастают новые стебли. Летом сухие пригорки и склоны тундровых холмов расцвечены желтыми, оранжевыми и белыми цветами. (Слайд 14)

Дети: растения (деревья, травы, цветы) приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы.

Суровые условия тундры оказывают влияние на растения и животных тундры. Растения обычно низкорослые и с мелкими листьями, многие растения растут группами и стелются по земле. Это защищает их от вымерзания зимой, сильных ветров, помогает летом получить больше тепла для роста. Корни почти всех растений находятся в верхнем слое почвы.

Ягоды. Из ягод за короткое лето успевают созреть только голубика, брусника и морошка. Но зато эти ягоды очень крупные, гораздо крупнее, чем в нашей местности. (Слайд 15)

Мхи и лишайники. Очень большую роль в растительном покрове тундры играют мхи и лишайники. Заболоченные места тундры заняты мхами, пушицей, более сухие – лишайниками, среди которых самым распространенным и очень ценным является ягель – основной корм оленей. Их здесь много видов, и они нередко образуют сплошной ковер на огромных пространствах. Как мхи, так и лишайники прекрасно переносят суровые условия тундры. Эти низкорослые неприхотливые растения могут зимовать под защитой даже тонкого снегового покрова, а иногда и вовсе без него. У них нет настоящих корней, а развиваются только тонкие нитевидные отростки, основное назначение которых прикреплять растения к почве. (Слайд 16)

Почти все травянистые растения тундры многолетние. Однолетних трав крайне мало. Объясняется это тем, что в тундре слишком короткое и холодное лето.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы будем устанавливать связи в природе тундры.

Если в тундре есть растения, значит, есть и животные, которые ими питаются.

6 ЖИВОТНЫЙ МИР.

Животный мир в тундре своеобразен и отличается некоторыми особенностями от животных Крайнего Севера. Густая шерсть зверей, пушистое оперение птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры малотребовательны к пище. (Слайд 17)

Северный олень – прекрасное, могучее животное. У него крупное туловище, большая голова, увенчанная, словно царской короной, ветвистыми широкими рогами, высокие мощные ноги. Длина тела оленя больше двух метров, высота около полутора метров, а вести он двести-пятьсот килограммов. Олень великолепно чувствует себя среди суровой северной природы.

Его тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Северный олень – осторожное, чуткое животное. У него прекрасный нюх и хорошее зрение. Олень - сильное, выносливое и неутомимое животное: может долго плыть в очень холодной воде (помогает ему его шерсть, внутри которой остаётся воздух, переплывать широкие реки, переносить свирепые морозы, он не боится порывистых ледяных ветров.

В мае - июне на свет появляются малыши-оленята. Мама - оленица полгода кормит детёныша своим жирным питательным молоком, одновременно постепенно приучая его к подножному корму. (Слайд 18)

ФИЗМИНУТКА «У оленя дом большой».

Лемминг крупнее мыши, но меньше крысы. Это симпатичный небольшой зверёк, его чудесная пушистая шубка окрашена в желтовато-бурый (или желтовато-белый) цвет. У него во рту прячутся острые, будто хорошо заточенные ножи, два верхних и два нижних зуба - резца. Они растут всю жизнь и обладают способностью самозатачиваться. Лемминги грызут корешки, стебли, веточки и листья растений. Он не только служит основной пищей многим животным, в частности песцу, но и влияет на развитие почв и растительности. Норы лемминга способствуют проветриванию грунтов, а его экскременты благоприятствуют разрастанию трав около колоний. В норах лемминга перезимовывают также земноводные и насекомые. (Слайд 19)

Воспитатель: Назовите животных тундры, которые питаются растениями, корешками растений, стеблями, листьями.

Дети: олень, лемминг.

Воспитатель: Сейчас мы установим ещё одну связь в природе.

Есть растения, есть травоядные животные. А если есть травоядные животные, значит, есть и хищники, которые ими питаются.

Полярный волк населяет одну из наиболее бесплодных территорий Земли. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в тундре : может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. Длина без хвоста: 100—150 см. Высота в холке: 75—100 см. Масса: до 100 кг, самки меньше. Продолжительность жизни: около 17 лет. Однако для того, чтобы выжить, стае волков иногда необходима и более крупная добыча – северные олени. (Слайд 20)

Песец - маленькая и шустрая полярная лиса. При выведении потомства эти зверьки роют в самых сухих местах целые лабиринты - "песцовые городки", тоже внося свой вклад в облик тундры. Хитрый песец может обходиться и без леммингов. Он прекрасно приспособился к жизни, таская яйца и птенцов у многочисленных здесь гусей. Песец – коренной житель тундры. Он очень похож на лисицу, удивительно красивый пушной зверь. Он стройный, грациозный, у него высокие лапки, острая внимательная мордочка, великолепный пушистый хвост. Зимой шубка - белая, летом – коричневато-бурая или пёстрая. Песец очень хитёр, ловок, осторожен, у него прекрасное зрение, слух и обоняние. В тундре, особенно летом, пушистому красавцу корма хватает вдоволь. (Слайд 20)

Полярная сова. Все совы обычно днем спят, а ночью охотятся. А в тундре дни и ночи длинные – по полгода. И полярная сова приноровилась охотиться в любое время. И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи белая сова прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель. Тут уже грызуну никуда не деться! Он и не заметит, как сова окажется рядом, летает она практически бесшумно. Протаранив снег когтистыми лапами, схватит зверька, а позже проглотит его целиком. Потом выплюнет комочек из шерсти и косточек, которые у неё не переварились. (Слайд 21)

Воспитатель: Дети, назовите хищников тундры : волк, песец, полярная сова.

Все животные приспособлены к жизни в тундре. Вот мы и установили ещё одну связь в природе.

Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось к условиям тундры.

Цепочки питания животных, обитающих в тундре?

1. Ягель – олень – волк

2. Ягода – лемминг – Белая сова

3. Ягода – лемминг – песец

4. Ягода – белая куропатка – белая сова

Воспитатель:

Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).

7 ПТИЦЫ

Птицы, живущие постоянно в тундре, которые могут в морозы найти пищу - это белые совы и белые куропатки. (Слайд 21)

Белая куропатка - птица средних размеров. Весит от 550 до 800 граммов. Летом эта птица имеет пестрое оперение, а зимой белое. Зимой перья длиннее, сильнее развит пух. Белые перья лишены пигмента и содержат воздух — плохой проводник тепла. Поэтому зимнее перо лучше защищает куропатку от стужи. На пальцах к зиме развиваются длинные плоские когти, которые помогают птице бегать по рыхлому снегу и выкапывать ямки для отдыха. Летом когти ее делаются короткими, и густое оперение пальцев исчезает при первой линьке. Белая куропатка держится земли и кормится в основном растениями, взлетает только в крайнем случае. Она быстро бегает, благодаря покровительственной окраске искусно затаивается. В суровые зимы вырывает ходы в снегу частью для отыскивания пищи, частью для того, чтобы спрятаться от врагов. Белые куропатки — стайные птицы. (Слайд 21)

Весной в тундру прилетают птицы : гуси, утки, казарки, лебеди, полярные воробьи (пуночки, жаворонки. Оживает летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Все птицы рассыпаются по заливным лугам и берегам озёр. Повсюду раздаются чудесные трели, и ощущение безжизненности и дикости исчезает в один миг. Начинается короткое и прохладное лето. Птицы спешат за короткое лето вырастить своих птенцов. Вскоре они полетят в теплые края. Круглые сутки светит солнце и не заходит за линию горизонта. Стоит полярный день. (Слайд 22)

Кулик - птица средних размеров и с длинной шеей, длинными ногами, острыми и длинными крыльями, коротким хвостом, подвижна, хорошо летает, быстро и хорошо бегает по земле; кулики некоторых видов плавают. Кулики всех видов — перелетные птицы, прилетают в Арктику относительно поздно, улетают рано. Гнездо устраивается просто: обычно это неглубокая ямка, выстланная травинками, порой оно бывает даже без подстилки. (Слайд 23)

Полярная пуночка. Длина тела достигает 16,5 см, масса — 26—40 г. Размах крыльев составляет 32—38 см. Зимой окраска пуночки резко меняется, а именно: все тёмные перья, а также белые перья груди и боков тела имеют более или менее широкую редкую кайму; точно так же чёрный клюв становится оранжево-жёлтым. Общий тон зимней окраски подходит к общему цвету не покрытых снегом проталин с побуревшей травой, на которых и держится в это время пуночка. Летом пуночки питаются преимущественно насекомыми, а зимой — исключительно семенами и зёрнами. (Слайд 23)

8 НАСЕКОМЫЕ

Летом в тундре бесчисленное множество насекомых: комаров, мошек. Там, где имеются большие стада оленей много слепней и оводов. (Слайд 24)

Они тучами носятся в воздухе. От полчищ этих кровопийц уже никуда не скроешься. Это настоящее бедствие для людей и крупных животных. Невозможно работать без накомарника – специальных сеток, одеваемых на лицо для защиты от комаров и мошек. (Слайд 25)

Воспитатель: Самое яркое красивое и зрелищное явление природы тундры – это полярное сияние. (Слайд 26)

Воспитатель: Ребята, наше путешествие по тундре заканчивается. Садимся в самолёт и возвращаемся в наш любимый город и детский сад.

9 Обобщение.

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ К УСЛОВИЯМ ТУНДРЫ :

- Белая окраска меха зверей и оперенье птиц зимой, лишь на короткое время – летом, сменяется на пёструю.

- Накопление слоя подкожного жира.

- Густой мех у зверей, тёплый пух у птиц.

- Утепление конечностей на зиму: у песцов – тёплые стельки, у птиц – опушение ног.

- Зимняя спячка.

- Сезонные миграции. (Слайд 27)

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ К УСЛОВИЯМ ТУНДРЫ :

- Растения многолетние, карликовые;

- Мелкие листья свёрнуты и имеют восковой налёт;

- Корни растений расположены близко к поверхности;

- Многие растения переносят заморозки;

- Яркая окраска цветов привлекает насекомых. (Слайд 28)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мираДетское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мираБушуева Светлана Николаевна МКДОУ «Детский сад №9», Курганская область, город.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Опасные истории»Конспект НОД по познанию окружающего мира «Опасные истории» Цель: развитие познавательной активности. Задачи: Образовательная: закрепить представления детей об опасных для жизни и здоровья детей бытовых.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) — «Флаг Мира» старшая группа КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ с использованием нетрадиционной.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Новый год» (старшая группа) Конспект по формированию целостной картины мира. Тема: Весёлый праздник Новый год. Задачи: Познакомить детей с обычаями празднования Нового.

Педсовет «Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»  (часть первая) .

Педсовет «Формирование интереса к познанию окружающего мира средствами занимательной математики»  (часть вторая) (слайд 20)Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП? Вс занятие по ФЭМП строится на наглядности.

План по самообразованию «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» Цель : Создание условий для формирования основ целостной картины окружающего мира. Задачи : -Формировать у детей мышление,фантазию,воображение.

Проект «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» ПРОЕКТ «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира». Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить.

Занятие по познанию окружающего мира «Как аукнется, так и откликнется». Старшая группа Программное содержание. Дать детям понятие о том,что окружающий мир познаваем и все явления окружающей среды могут быть изучены. Расширять.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира «Путешествие в Тундру» (Старшая группа)
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 01:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира «Путешествие в Тундру» (Старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Богданова (УИ 139138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД