Марина Ревина
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными по теме моего опыта работы.
1. Дидактическая игра «Третий лишний»
[/b]
Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее развивать логическое мышление, внимательность.
Корова, лошадь, медведь.
Заяц, кошка, лиса.
Гусь, белка, петух.
Нужно найти лишнее и объяснить, почему.
Публикация «Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира» размещена в разделах
- Игры для детей
- Окружающий мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
2. Дидактическая игра «У кого какой домик»
[/b]
Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
Оборудование: Картинки диких животных и их жилища.
3. Дидактическая игра «Назови одним словом»
Цель: развить речевые навыки, внимание, зрительное восприятие, воображение.
Детям предлагается выделить общий признак, который охватывает всё множество объектов наблюдения, и назвать предметы одним словом.
4. Дидактическая игра «Рыбы, птицы, звери»
Цель: Учить правильно соотносить животных по их классам. Закрепить знания о животных, птицах, рыбах.
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
5. Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает».
Цель: закреплять знания детей о способах передвижения различных животных.
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать или прыгать на месте при слове «щука» — имитируют плывущую рыбу при слове «воробей» — изображают полёт птицы.
6. Дидактическая игра «Друзья и недруги»
Цель: систематизировать знания детей о животных.
Воспитатель называет животное, дети должны назвать врагов и друзей этого животного. Например: у зайчика друзья: белка, ежик, зайчик другой. Недруги - лиса, волк. У белки друзья: другие белки, зайчик, ежик. Недруги- куница, лиса, волк, сова.
7. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: знакомить детей с изменениями в жизни животных в различные времена года.
Воспитатель называет отличительные признаки некоторых животных, дети должны указать, в какое время года это происходит. Например: у белочки шерсть рыжевато- коричневая когда бывает? А в какое время года ее шерсть становится серебристо- серой?.когда у зайчика шубка серая, а когда белая? Когда медведь спит? Когда ежик собирает грибы и яблоки? И т. д.
8. Дидактическая игра «Кто пришел?»
Цель: учить детей узнавать животных по голосу и правильно их называть, воспроизводить их звуки.
Здесь одни дети показывают животных, а другие должны отгадать по движениям и по звукам, которые те издают, какое животное перед ними.
9. Дидактическая игра «Зимние запасы»,
Цель: познакомить детей с особенностями жизни животных зимой. Закрепить знания детей о животных и о том, чем они питаются.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных животных и рассказать, чем те питаются. Воспитатель знакомит детей с особенностями заготовки кормов различными животными.
10. Дидактическая игра «Семья»
Цель: познакомить детей с домашними животными, расширить словарный запас ребенка, формирует основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).
На столе разложены картинки с домашними животными и их детенышами. Каждый ребенок собирает семью к своему животному.
Дети рассказывают:
Корова, бык и телята.
Овца, баран и ягнята.
Коза, козел и козлята.
-Расскажите, какая у вас получилась семья (усложненный вариант).
Рассказы детей.
(У меня корова, бык и телята, значит я собрал коровью семью. У меня лошадь, конь и жеребята, значит я собрал лошадиную семью).
Оборудование: дидактическая игра с карточками с изображением домашних животных.
11. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
Цель: учить детей называть диких и домашних животных классифицировать их, развивать речь, память, внимание воспитывать любовь к природе.
Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные» елки, дом.
12. Дидактическая игра «Про мам и их малышей»
Цель: закрепить знания детей о диких и домашних животных. Познакомить детей с детенышами животных, научить правильно их называть.
Материал: картинки.
13. Дидактическая игра «Кто, чем питается»
Цель: закреплять знания детей о домашних животных, что они едят. Развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.
Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением животных, рядом картинки с изображением того, что эти звери едят. Дети должны определить, чем питаются все эти животные, т. е. найти нужную картинку.
14. Дидактическая игра «Путаница»
Цель: Закрепить знания детей о животных диких и домашних.
Задачи: Продолжать знакомить детей классификацией животных (дикие, домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различия.
Материал: картинки или фигурки животных.
Воспитатель сообщает детям, что злой волшебник заколдовал всех животных и теперь они не знают, кто они и что умеют делать. Дети должны помочь животным и вернуть всех на свои места.
15. Дидактическая игра «Дерево во все времена года»,
Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе на примере дерева.
Воспитатель просит детей рассказать о временах года и найти картинки, соответствующие определенному времени года.
16. Дидактическая игра «Угадай, кто я?».
[/b]
Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки воспитывать бережное отношение к ним.
Воспитатель показывает движения, подражая животным, а дети должны угадать, о каком животном идет речь.
17. Дидактическая игра «Один- хорошо, много- плохо».
Цель: формировать понимание относительности количества.
Воспитатель называет различные ситуации, дети соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба? и др.
18. Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»
Цель: учить устанавливать связи между объектами живой и неживой природы. Подвести к пониманию того, что все в природе взаимосвязано.
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
19. Дидактическая игра «Расскажи о животных, которые живут в твоем доме»
Цель: учить детей различать диких зверей и домашних животных; гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; распознавать детенышей и взрослых животных; видеть общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
20. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: Закрепить знания детей о животных диких и домашних, уметь классифицировать животных по среде их обитания.
Воспитатель на фланелеграфе располагает животных таким образом, что допускает при этом ошибки. Например: рыбы на небе; заяц на дереве; лиса купается в реке, и т. д. Дети должны найти ошибки и исправить положение.
21. Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
В: Зимой шубка у зайчика белая - хорошо. Почему?
Д: Потому что на снегу его не заметит лиса и волк.
В: Зимой шубка у зайчика белая - плохо. Почему?
Д: Если волк или лиса не поймают зайчика, они останутся голодными.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
22. Дидактическая игра «Если бы я стал деревом, бабочкой, зайчиком».
Цель: учить детей размышлять, используя систематизированные представления о животном и растительном мире.
Воспитатель вывешивает картинку с изображением дерева и рассказывает: «Если бы я была деревом, то я всех накормила своими плодами». Затем обращается к детям с аналогичным вопросом, при этом указывает на то, что на дереве птицы вьют гнезда, или от листьев образуется тень, подводя детей к выводу, что дерево служит жилищем для птиц и некоторых зверей, а также под тенью дерева можно спрятаться от знойного солнца и т. д.
23. Дидактическая игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит»- так бывает или нет?