Светлана Бушуева
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира
Бушуева Светлана Николаевна
МКДОУ «Детский сад №9», Курганская область, город Шадринск
Воспитатель первой категории
Аннотация:
Данная статья посвящена опытно - экспериментальной деятельности как одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленной на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствуя развитию творческих способностей и логического мышления, объединяя знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщая к конкретным жизненно важным проблемам.
Темочки:
Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, детское экспериментирование.
Расскажи — и я забуду
Покажи — и я запомню
Дай попробовать — и я пойму
(Китайская пословица)
В связи с введением ФГОС ДО меняются задачи и цели обучения дошкольников. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Детская экспериментальная деятельность и использование ИКТ отвечают требованиям ФГОС ДО и концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Вот почему в детской деятельности современного ребенка можно увидеть и стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.
Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Экспериментируя вместе с детьми, воспитатель переживает чувство удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами (с водой, снегом, песком, красками, бумагой, обсуждать полученные результаты. Но если ребенок не встречает заинтересованного отношения воспитателя, то у него может возникнуть негативизм и упрямство.
В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов :
1. Установить цель эксперимента : для чего мы проводим опыт.
2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3. Обсудить весь процесс эксперимента : как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
4. Подвести итог эксперимента : что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями, происходящими в природе (если это являлось целью).
5. Результаты эксперимента отобразить в дневник наблюдений.
Большое значение для внедрения в практику работы с дошкольниками опытно-экспериментальной деятельности имеет развивающая предметно-пространственная среда как необходимое условие для активного экспериментирования.
Это может быть «Лаборатория природы», в которую входят:
• уголки природы (растения, аквариум с водой, календарь природы,
• уголок экспериментирования. Это то место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью. Одна из главных задач лаборатории природы - научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а самостоятельно ставить цели и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности (например, на занятии проводили опыт на изучение плавучести разных тел). Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результаты.
Следует отметить, что опыты и эксперименты — содержат в себе элементы интеграции разных видов познания. Воспитатель стимулирует интеграцию видов деятельности (при инициации взрослого и самостоятельно); стимулирует стремление сочетать освоенные техники и материалы, экспериментировать с материалами и инструментами, поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Подведем итог
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Библиографический список
1. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Дыбина, О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.