Елена Серебрякова
Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Во время занятий и игр с детьми я заметила, что у детей очень ограничены представления о профессиях, так как они имеют очень небогатый жизненный опыт. Они знают кем работает мама и папа, знакомы с профессиями, с которыми сталкиваются в жизни: воспитатель, продавец, полицейский, но их знания весьма поверхностны. Если они бывали на работе у родителей, то они все равно не поняли сути их профессиональной деятельности. Например, ребенок отвечает: «Моя мама – бухгалтер»; - «А что она делает?» «Чай пьет, по телефону разговаривает».
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
И так как в жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место и с первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу, то меня заинтересовала эта проблема.
У нас в дошкольных группах формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
В нашей практике есть определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых, но игра – это все-таки ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.
Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки шприц и фонендоскоп он может стать доктором. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.
Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях. Например, дети решили поиграть в игру «Полиция». Сюжет игры заключается в том, что едет автобус с детьми детского сада, и их останавливает сотрудник ГИБДД и напоминает о правилах дорожного движения.
Нашим ребятам очень нравится примерять на себя разные профессии, играя в сюжетно-ролевые игры. Для успешного осуществления профориентационной работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды и разнообразием костюмов.
Также мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями. Для этого мы создали родительский клуб «В мире профессий», где они могут лично пообщаться с представителями различных сфер деятельности, родители приходят и рассказывают о особенностях своих профессий, показывают мастер – классы, делают презентации.
Нас посетили родители таких профессий, как инженер, работник типографии, инспектор ветеринарного контроля на границе, мыловар, также мы ждем дизайнера интерьеров, полицейского, пожарного, мастер – класс от флориста и аэродизайнера и других. В детском саду мы посетили кухню, ближе познакомились с профессией повар. Буквально вчера воспользовались возможностью и познакомились с такой профессией, как песочный аниматор. После таких визитов у детей возрастает желание, и инициатива играть в сюжетно-ролевые игры.
Еще мы создаем альбом «Горжусь профессией своей», в котором фотографии родителей на их рабочем месте и непосредственно за работой. Для ребят, которые не были у родителей на работе, это хорошая возможность рассмотреть и ближе познакомится с профессиями близких. У ребят есть свой альбом «Профессия моей мечты», в котором находятся их рисунки детей о их будущей профессии.
Мы планируем посещение библиотеки, почты и аптеки для знакомства с этими профессиями, их особенностями и спецификой. Планируем посетить совместно с родителями «Мастерславль», «Кидбург», «Кидзания», в которых дети могут в буквальном смысле попробовать себя в профессиях, которые предварительно выбрали сейчас.
Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.