Татьяна Донская
Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
Публикация «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Об актуальности говорит и тот факт, что в последние годы появилось множество новых программ по дошкольному образованию. Новые, современные программы по музыкальному воспитанию определяют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ, сочетая традиционные и инновационные способы музыкального воспитания. Это в том числе и «Ритмическая мозаика», и «Топ, хлоп, малыши» (автор Анна Иосифовна Буренина, г. Санкт - Петербург, направленных на всестороннее гармоничное развитие детей соответствующего возраста.
Объект исследования– музыкально-педагогический процесс в ДОУ
Предмет исследования: музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников
Целью нашей работы явилось раскрытие содержание музыкально-ритмических движений в развитии чувства ритма у дошкольников
Задачи, которые мы для себя определили, заключались в следующем:
1. Изучить психолого-педагогический аспект развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста;
2. Изложить общую характеристику музыкально-ритмической деятельности дошкольников;
3. Охарактеризовать ритмический слух как основу музыкальности;
4. Изложить формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
5. Разработать практическую часть
Методы исследования: теоретический анализ учебной, научной, музыкальной и справочной литературы, анализ практического материала по теме исследования, апробация практического материала.
Данная работа имеет практическую направленность. Практическую значимость имеют рекомендации для воспитателей, студентов-практикантов, родителей.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении раскрывается актуальность, цели, задачи исследования, объект, предмет, значение музыки и движения в жизни ребенка.
В теоретической части излагается общая характеристика музыкально-ритмической деятельности дошкольников. Раскрывается ритмический слух как основа музыкальности, формирование музыкально-ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Практическая часть содержит методику обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшей группы, этапы разучивания музыкально-ритмических движений, а также конспекты занятий по развитию чувства ритма у дошкольников в музыкально-ритмических движениях.
На основании теоретического анализа методической, учебной, музыкальной литературы, а также периодических изданий, музыкальных программ и методических материалов мы пришли к выводу о том, что:
чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики :
1) музыкально-ритмические упражнения; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры.
Хотелось бы подробнее остановиться на следующих видах музыкально-ритмических движений- танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.
К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении:
- Детям очень понравился танец «Птицы белые», который я разучивала с детьми старшей группы. Моя задача состояла в том, чтобы дети красиво, в характере музыки выполняли плавные движения. Впоследствии этот танец мы показывали на фестивале «Музыкальная капель» и празднике, посвященному Дню Победы.
- Детский «бальный танец» (условное определение, включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа).
- Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Например, хоровод «Веснянка», который мы исполняли на празднике «Широкая Масленица».
- Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста : легкие поскоки с высоким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т. д.
Родители принимают активное участие в разучивании и исполнении танцев, которые мы показываем на праздниках («Выпускной- 2015» - танец девочек с папами, 8 марта – танец девочек с мамами, «Выпускной – 2016» - танец мальчиков с мамами)
К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети.
Свободные пляски, носят творческий характер. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.
На празднике, посвященному Дню защитника Отечества дети исполняли пляску моряков под композицию «Граница» Л. Агутина, 8 марта - танец на песню «Бабушки-старушки» В. Добрынина,
Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития.
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца.
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений.
Не менее интересны для детей игры и пляски с использованием различных атрибутов (флажки, ленты, деревянные ложки и т. п.)
При рассмотрении вопроса о возрастных возможностях дошкольников в музыкально-ритмической деятельности, мы отметили, 3-4 лет: проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Дети 4-5 лет с желанием исполняют музыкально-ритмические движения, передают в движении характер музыки.
Дети 5-7 лет исполняют различные виды основных движений, откликаются движениями тела на музыку разного характера, овладевают движениями, используя их в танцевальных композициях.
Изучая вопрос о методах и приемах, используемых педагогом при разучивании музыкально-ритмических движений мы выделили три этапа. И пришли к выводу о том, что у каждого этапа свои задачи, методы и приемы все они взаимосвязаны между собой.
Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений.
В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений. В программе «Ритмическая мозаика», «Топ, хлоп, малыши» широко представлена, например, русская народная музыка, разнообразная по своему характеру: напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель», «Прялица» и др., легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Заинька» и др., задорная, плясовая («Ах, вы, сени», «Я на горку шла» и др.).
Таким образом, рассмотрев вопросы теории, мы пришли к следующему выводу: развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям будет способствовать музыкальному воспитанию и развитию дошкольника, если в процессе этого будут решаться следующие задачи:
-учить детей целостно воспринимать музыку,
- необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, т. е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями
-учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером,
- учитывать специфические особенности народной музыкальной культуры
-применять на занятиях музыки наглядный материал, дидактические пособия, направленные на усвоения ритмических навыков;
-развивать художественно-творческие способности у детей старшего возраста;
-воспитывать самостоятельность в проявлении знаний в процессе музыкально-ритмических движений,
-использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой, но и вне занятий.
Практическая часть наших исследований содержит в себе методические рекомендации для родителей по развитию чувства ритма у детей. Эту информацию мы размещаем на стенде «Музыкальный уголок». Позвольте зачитать несколько выдержек.
-Слушайте музыку
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.
Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.
Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.
Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
- Поощряйте движения под музыку. Очень хорошим подспорьем в этом виде деятельности может послужить программа А. Бурениной «Топ, хлоп, малыши». (показать «Зашагали ножки»)
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее)
- Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи (показать) :
"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)
Дождик - кап! Дождик - кап!
То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди
Также практическая часть содержит материал по разучиванию игр, плясок, хороводов. После апробации некоторых игр, потешек, песен с движениями я пришла к выводу о том, что в ходе освоения репертуара, дети постоянно упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением.
В своих исследованиях мы пытались раскрыть содержание ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольника. Изучили 25 литературных источников, составили рекомендации для родителей, апробировали практический материал и пришли к выводу о том, что в наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, чудовища, пауки и т. д.
Занятия ритмикой в детском саду позволяют нам смотреть на музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей. Цель работы достигнута, задачи решены.
Спасибо за внимание!