Наталия Владимировна Елина
Музыкально-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «По страницам детского альбома П. И. Чайковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-педагогический проект
для детей старшего дошкольного возраста
ПО СТРАНИЦАМ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА»
П. И. ЧАЙКОВСКОГО
Автор проекта : музыкальный руководитель
Елина Наталия Владимировна
Нижний Новгород
2024
Актуальность.
Публикация «Музыкально-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста „По страницам детского альбома П, И, Чайковского“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Чайковский П.И. Проекты
- Темочки
Музыка П. И. Чайковского вот уже больше века волнует сердца слушателей, а в 2015 году отмечался 175 –летний юбилей со дня рождения П. И. Чайковского. Его музыка понятна всем благодаря своей напевности, благозвучию и красоте мелодии. П. И. Чайковский сочинял свою музыку на основе русских народных песен и православной церковной музыки. Широта русской души, простор музыкальных мыслей облачены в чёткую музыкальную форму, последовательную гармоничность и выразительность мелодии. Многогранность таланта П. И. Чайковского вылилась в разнообразные музыкальные жанры : симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы, пьесы для фортепиано. Его музыка понятна как детям, так и взрослым. У музыки П. И. Чайковского нет никаких ограничений!
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору», - писал П. И. Чайковский. Нам остаётсятолько слушать, сопереживать или наслаждаться.
Но чтобы лучше понимать музыку - мало только слушать её, ещё нужно уметь понимать и чувствовать ее, наслаждаться ее звучанием, различать средства музыкальной выразительности, высказывать свои мысли о музыкальных образах, характере музыки. Для это нужно, чтобы музыка окружала ребенка с самого раннего детства. Ведь с детства начинается всё, в том числе культура – и общая, и художественная, т. е связанная с приобщением к искусству. Основы её закладываются в детском саду на музыкальных занятиях, в процессе театральной деятельности, а также на занятиях ИЗО. Именно поэтому, в ДОУ большое внимание уделяется музыкально-художественному развитию детей. Ведь данный период жизни ребенка очень важен с точки зрения развития его способностей, формированияего вкусов и предпочтений, становления ребенка как личности в целом.
Благодаря интеграции разных образовательных областей у ребёнка формируется высокохудожественный вкус, общая культура личности, развиваются музыкальность, способность чувствовать и понимать прекрасное в жизни, природе и искусстве.
Проблема.
Однако, современные дети недостаточно подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она практически не звучит. Родители не понимают значимости влияния «классики» на нервную систему ребёнка, на его общее развитие. Звучащая низкопробная музыка не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы действуют возбуждающе, перегружают нервную систему, вульгарные повторяющиеся тексты легко запоминаются детьми и используются в самостоятельной деятельности, что недопустимо в детском возрасте. Слушание и восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания, формирует эстетический взгляд ребенка на мир, оказывает положительное влияние на формирование его характера.
Пьесы, входящие в «Детский альбом» доступны и понятны дошкольникам. Они погружают маленького слушателя в мир классической музыки легко, непринужденно, раскрывая свой волшебный мир разнообразием мелодий и образов, понятных каждому ребенку.
Исходя из вышесказанного, мы предприняли попытку вовлечь ребенка в мир прекрасной музыки П. И. Чайковского, через цикл его фортепианных пьес - «Детский альбом». Данное сочинение мы рассматриваем, прежде всего, как средство развития музыкального вкуса и творческих способностей детей, и используем, как основу для формирования общей культуры ребенка в целом.
Цель проекта : формирование общей культуры, развитие музыкального вкуса и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, посредством слушания музыкальных пьес их «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Задачи в сфере работы с детьми:
• прививать любовь к классической музыке;
• углубить знания дошкольников о творчестве великого русского композитора П. И. Чайковского;
• развить чувство ритма, музыкальную память и внимание детей посредством игры на детских музыкальных инструментах, в процессе оркестровок музыкальных пьес из альбома;
• расширять музыкальный кругозор, языковый словарь и словарь музыкальных терминов;
• учить детей высказывать свои впечатления о прослушанной музыке;
• вызвать эмоциональный отклик на игру в оркестре «Неаполитанской песенки»;
• развивать воображение, творческие и исполнительские способности, через передачу музыкальных образов в двигательных импровизациях;
• воспитывать уважительное и бережное отношение к своим мамам на примере жизни и творчества П. Чайковского;
• формировать музыкальный, художественный и эстетический вкус детей;
• совершенствовать умение слушать музыкальное произведение до конца, формировать навыки культурного слушателя.
•
Задачи в сфере работы с педагогами:
• Появление интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.
• Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов в музыкальной деятельности.
Задачи в сфере работы с родителями:
• Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
• Заинтересованность и взаимодействие родителей и детей, в процессе музыкально - эстетического воспитания.
• Заинтересовать родителей музыкой русских композиторов, расширять музыкальный кругозор.
Ожидаемые результаты:
• Знание детьми музыки П. И. Чайковского, повышение интереса к творчеству великого композитора.
• Повышение интеллекта, музыкальных и эстетических способностей детей.
• Развитие образной речи, расширение тезауруса дошкольников;
• Формирование основ музыкальной культуры и начальных навыков культурного слушателя у детей;
• повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогов ДОУ.
• Привлечение внимания родителей к музыкально-эстетическому развитию ребенка.
Содержание и формы работы:
Музыкальные занятия;
Музыкальный салон ДОУ;
Игра в шумовом оркестре;
Музыкальные викторины для детей;
Совместная с воспитателем творческая деятельность в центрах группы;
Подбор аудиозаписей для прослушивания в группе. Выход музыкального руководителя в группу с прослушиванием знакомых пьес.
Освещение новостей на сайте ДОУ и в социальной сети ВК
Аннотация проекта : данный проект направлен на музыкально-эстетическое развитие детей через приобщение дошкольников к музыке П. И. Чайковского и знакомству с циклом его фортепианных пьес – «Детский альбом». В проекте используются различные методы и формы работы с детьми: занятия, проведение музыкальных гостиных, организация концертов с участием учеников ДМШИ (при снятии ограничений, просмотр развивающих видео роликов и мультипликационных фильмов по теме проекта. Основная работа по проекту ведется на музыкальных занятиях, где дети знакомятся с пьесами из Детского альбома, с историей его создания, а также с творчеством композитора.
Проект включает в себя разнообразные приемы работы, которые позволяют пропустить музыку «через себя», более глубоко её прочувствовать и понять. Приемы работы: дирижирование, цвет-настроение, пластическое интонирование или передача музыкальных образов в движении, оркестровка. В связи с тем, что пьесы данного альбома имеют изобразительный характер (программность) мы планируем использовать такой прием, как передача своих впечатлений в рисунках (Мы рисуем музыку). Данной работой, дети занимались в группах совместно со своими воспитателями.
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта : музыкально – творческий.
Вид проекта : групповой.
Категория проекта, срок реализации проекта : долгосрочный (с августа 2024г. по май (включительно) 2025г.)
Этапы реализации проекта : Подготовительный (август 2024г); основной (сентябрь 2024 – апрель 2025г.); заключительный (май 2025г.).
Автор и идея проекта : музыкальный руководитель Н. В. Елина
Творческая группа проекта : воспитатели А. А. Чеснокова, О. Ю. Добрынина
Этапы реализации проекта
I Организационно - подготовительный этап (август 2024г.)
• Определение темы проекта, прогнозирование результатов;
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
• Определение цели и задач проекта;
• Изучение литературы, сбор материалов по теме: биографические данные о П. И. Чайковском и истории создания «Детского альбома», подбор необходимых наглядных и видео материалов;
• Написание проекта «По страницам детского альбома» П. И. Чайковского;
• Подготовка информации: мультимедийные презентации, мультфильм «Детский альбом», видео фильм – «П. И. Чайковский - композитор», записи пьес из «Детского альбома» в оркестровом исполнении;
• Подбор наглядного материала: портреты композитора, иллюстрации к пьесам из «Детского альбома», раскраски по теме проекта;
• Познакомить с проектом творческую группу, привлечь их к активному обсуждению предстоящей работы с детьми.
II Основной этап – реализация намеченного плана (сентябрь 2024г. – апрель 2025г.)
Слушание пьес:
«Утреннее размышление»
«Мама»
«Игра в лошадки»
«Марш деревянных солдатиков»
«Болезнь куклы»
«Новая кукла»
«Вальс»
«Полька»
«Мазурка»
«Русская песня»
«Камаринская»
«Мужик на гармонике играет»
«Немецкая песенка»
«Старинная французская песенка»
«Итальянская песека»
«Неаполитанская песенка»
«Нянина сказка»
«Баба яга»
«Шарманщик поет»
«Песня жаворонка»
«Сладкая греза»
III Заключительный этап – (май 2025г.)
• Подведение итогов проектной деятельности;
• Проведение итогового мероприятия с детьми - «Музыкальная гостиная»
• Организация выставки детских работ по произведениям «Детского альбома»
П. И. Чайковского;
• Оформление материалов проекта, с целью дальнейшего транслирования на педагогическом совете.
План работы (основной этап)
Время реализации
Описание деятельности
Ответственные
Сентябрь Знакомство детей с биографией и творчеством П. И. Чайковского, просмотр видео фильма «П. И. Чайковский»
История создания «Детского альбома»
Слушание пьес: «Утреннее размышление» - «Молитва», «Игра в лошадки», «Мама»
Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций. Просмотр фотографий храмов с использованием мультимедиа в музыкальном зале.
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Музыкально-двигательные этюды по прослушанным пьесам. Импровизация игры в лошадки (лошадка на палке, скакать прямым галопом - «наездники».
Свободное рисование по прослушанным произведениям.
Выставка рисунков детей «Моя любимая мама»
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Муз. рук, воспитатель
Октябрь Слушание пьес: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла».
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Беседа о характере музыкальных пьес. Показ иллюстраций в сравнении.
Двигательные импровизации по прослушанным пьесам.
Музыкальная викторина про прослушанным произведениям. Оркестровка пьесы «Марш деревянных солдатиков» (барабаны). Иллюстрация приближающихся и удаляющихся солдатиков (громко, тихо)
Выставка рисунков детей : «Новая кукла в рисунках детей»
Свободная лепка по теме «солдатики».
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Ноябрь Слушание: «Вальс», «Полька», «Мазурка».
Беседа о бальных танцах, о балах, характере музыкальных пьес, об особенностях и характерных чертах прослушанных танцев.
Разучивание основных элементов вальса и польки.
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Музыкальный салон в ДОУ – «Мы приглашаем вас на бал»
Совместная работа родителей и детей : подобрать иллюстрации с изображением балов, бальных костюмов, интерьеров 18-19 веков, организация выставки.
Свободная деятельность детей в группе : Вспомнить сказки, в которых речь идёт о балах.
(Золушка, Щелкунчик и т. д.)
Музыкальный руководитель
Дети, родители
Воспитатель
Декабрь Слушание: ««Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Вспомнить русские народные песни (знакомые детям). Беседа о быте, о русских народных традициях и праздниках, о рус. народных музыкальных инструментах.
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Познакомить детей с русским народным муз. инструментом – гармоникой и её звучанием.
Разучивание с детьми элементов русской народной пляски, передача музыкального образа пьесы «Камаринская» в движении.
Музыкальная викторина про прослушанным произведениям.
Экскурсия в музей - знакомство детей с бытом, одеждой и костюмами русского народа
Свободная деятельность детей в группе : раскраски для детей по теме русского фольклора и традиций.
Музыкальный руководитель
Муз. рук, воспитатель
Воспитатель
Январь Слушание: «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка».
Беседы о характере музыкальных пьес, показ иллюстраций.
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Видеосалон в ДОУ: «Видео путешествие по странам» (обзорное знакомство детей с музыкой Франции и Германии, с использованием мультимедиа (просмотр видео фильма).
Оркестровка прослушанных произведений.
Музыкальный руководитель
Февраль Слушание: «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Музыкальная гостиная в ДОУ – «Музыкальное путешествие по Италии». Показ фотографий и кинозарисовок об Италии и Неаполе с использованием мультимедиа в муз. зале.
Оркестр детских музыкально шумовых инструментов – «Неаполитанская песенка»
Свободная оркестровка – «Итальянская песенка»
Музыкальная викторина по прослушанным пьесам.
Совместная работа родителей и детей : привлечь родителей к поиску и сбору информации по теме «Музыкальная Италия».
Музыкальный руководитель
Дети, родители
Март Слушание: «Нянина сказка», «Баба яга», «Шарманщик поет»
Беседы о характере музыкальных пьес, показ иллюстраций.
Познакомить детей с шарманкой, рассказать, кто такие шарманщики. Показ фотографий и картинок с изображением шарманки. Слушание фонограммы со звучанием шарманок.
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Раскрыть понятие «няня». Можно ли по музыке определить, какую сказку она рассказывает?
Музыкально-пластический этюд - «Баба яга».
Совместное творчество родителей и детей : Рисование на тему «шарманка».
Свободная деятельность в группе: Вспомнить самые известные сказки с персонажем Бабы яги.
Принести детские книги с иллюстрациями Бабы яги.
Свободная лепка по теме «Баба Яга».
Музыкальный руководитель
Дети, родители
Воспитатель
Апрель Слушание: «Песня жаворонка», «Сладкая греза».
Беседы о характере музыкальных пьес.
Просмотр м/фильма по пьесам, с использованием мультимедиа.
Свободная оркестровка пьесы «Сладкая греза».
Раскрыть понятие «грёзы», сладкие сны, мечты. О чём мечтают дети? – беседа.
Музыкальная викторина по прослушанным пьесам.
Свободное рисование по теме «Моя мечта».
Свободная деятельность детей в группе : Рассказ о жаворонках. Показ иллюстраций. Слушание аудиозаписи с пением жаворонка.
Музыкальный руководитель
Воспитатель
Май Просмотр м/фильма «Детский альбом» П. И. Чайковскоо.
Проведение итогового мероприятия с детьми - «Музыкальная гостиная».
Организация выставки детских работ по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Оформление материалов проекта, с целью дальнейшего транслирования на педагогическом совете.
Музыкальный руководитель
Литература
1. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах : Книга для восп. и муз. рук. д/с. – М. : Просвещение, 1990.
2. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л. А. Барейбойма. - М., 1978
3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей /Б. М. Теплов //Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335 с.
4. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. Пособие для студентов педагогических Институтов /Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1983. – 255 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
6. Радынова О. П. Музыкальное воспитание. - М. : Творческий центр «Сфера», 2010.
7. О. П. Радынова «Настроения, чувства в музыке» - М. : ТЦ Сфера, 2009г.
8. Интернет ресурсы.