Юлия Надыршина
Музыкально-дидактические игры с использованием шумовых инструментов для развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Темочки:
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:
1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;
2. В процесс обучения активно включается взрослый;
3. Игра находит применение в самостоятельной деятельности детей.
В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах решаются следующие задачи:
• расширение музыкального кругозора детей;
• формирование музыкальных способностей : чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха.
• развитие творческой активности;
• приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному,
осмысленному музицированию; освоение приемов игры на инструментах
• ознакомление детей с названиями инструментов;
• определение характера звучания инструментов;
В области умений:
• владеть простейшими приемами игры на разных инструментах;
• развивать чувство ансамбля, слаженность звучания в оркестре;
• играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
• уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;
• уметь подбирать по слуху хорошо знакомые песенки;
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляется через разные формы работы:
- фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия;
- развлечения, праздники; (в том числе, с участием родителей)
- музыкально- дидактические игры;
- индивидуальная работа с детьми;
-создание музыкальных зон в группах.
Для знакомства с музыкальными инструментами мною был изготовлен лэпбук «Музыкальные инструменты». Интерактивная пособие для детей старшего дошкольного возраста, может использоваться для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми по музыкальному воспитанию.
Содержание лэпбука:
• Мини-книжки: «Вместе с нами поиграй-ка!», «Что такое оркестр?», «Книжка загадок».
• Книжки-раскладушки: «Кузнечик и скрипочка», «Барабан для зайчонка», «Как Зебра Полоскина полюбила пианино».
• Музыкально-дидактические игры : «Определи по звуку» (с диском, «Собери пазлы», лото «Найди свою тень».
• Шнуровки для развития мелкой моторики «Мультяшные зверята».
• Демонстрационный материал «Музыка и живопись».
Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Применение музыкально- дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно. Иногда музыкально- дидактические игры проводятся на занятии, как отдельный вид деятельности. Такие игры имеют обучающий характер. В этом случае в доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности. Все музыкально-дидактические игры должны быть подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
Я предлагаю свою подборку музыкально-дидактических игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Данные игры представлены в нескольких вариантах для разных возрастов с усложнением.
1.«Здравствуй, музыкант!»
Задачи: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них, развивать фантазию и воображение детей
Ход игры : Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.
Здравствуй, добрый музыкант!
Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай –
Инструмент наш угадай!
Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.
вариант 1: педагог показывает, дети угадывают инструмент,
вариант2: педагог показывает карточку с изображением инструмента детям, в это время водящий стоит спиной, затем все дети показывают жестами инструмент, водящий пытается отгадать.
вариант 3: водящий сам придумывает, какой инструмент показать, тот кто отгадал, становится водящим.
2.«Беседа».
Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала
Ход игры : Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.
Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.
Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.
Вариант3: предложить участникам "тему для беседы", (мама учит сына, 2 друга веселятся, девочка жалуется бабушке, при этом детям предлагается выбрать инструмент, наиболее подходящий для данной ситуации.
3. «Веселый Оркестр»
Задачи: Способствовать формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развивать самостоятельную музыкальную деятельность;
Ход игры : Вариант1:Все встают по кругу в руках у каждого инструмент. Играют и поют:
Эх, раз, еще раз. Вот как весело у нас.
Эх, раз, еще раз, поиграем мы сейчас.
По окончание куплета – кладут инструмент перед собой. Далее под соответствующую музыку движутся по кругу (марш, подскоки, бег, медведи, зайцы, лиса) Музыка останавливается - берут инструмент, перед которым остановились.
Вариант 2: Инструменты лежат на стульях или на полу по кругу, дети идут по кругу, проговаривая текст стихотворения, по окончании берут инструмент, лежащий перед ними, вместе играют
4."Музыкальный магазинчик".
Задачи: Развивать музыкальные способности детей. Продолжать учить детей пластичности и умению выразительно передавать движения в образе.
Воспитывать в детях умение и необходимость общаться друг с другом.
Ход игры : Дети (покупатели) выбирают себе карточку с изображением муз. инструмента. Продавец (взрослый или ребенок) садится у стола, на котором за ширмой лежат муз. инструменты. Дети говорят хором: ’Продавец открывай и мелодию сыграй!’
Продавец за ширмой играет любую мелодию на любом инструменте. Тот, у кого оказалась карточка с этим инструментом, говорит :
’Это мой!’ Продавец спрашивает : ’А какой?’
Покупатель показывает карточку, называя : ’ Это бубен, вот какой!’
Если покупатель не ошибается, продавец отвечает: ’ Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! На нем весело сыграй!’
Ребенок импровизирует, играет на этом инструменте., забирает его себе или кладет на стол. Игра продолжается с новым ’продавцом’. Если муз. инструмент и карточка определены неправильно, продавец говорит: ’ Инструмент не продается, в магазине остается!’
вариант 2: после слов ’Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! на нем весело сыграй!’ Все играющие и продавец становятся вокруг ребенка, купившего инструмент и поют любую знакомую песню и прихлопывают в ладоши. Ребенок импровизирует, подыгрывает на инструменте.
5.«Дирижер».
Задачи: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.
Ход игры : У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.
Вариант. 2: "Дирижер" показывает разным инструментам и группам в разное время, исполнители, внимательно смотрят, стараясь повторить.
6. «Игра в кругу».
Задачи: способствовать развитию слухового внимания, выдержки
Ход игры : Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, либо единый ритмический рисунок, потом следующий т. д. Паузы между исполнением быть не должно.
Вариант 2: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, металлофон, дудочка.
7. «Игра с бубном».
Задачи: закреплять навыки игры на инструменте, развивать чувство ритма, развивать артикуляционный аппарат и речь детей, способствовать проявлению фантазии, творчества
Ход игры : Вариант 1: Дети встают по кругу. передают по кругу бубен, проговаривая слова:
Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам.
У кого остановился, тот сейчас станцует нам.
Тот, у кого в руках оказался бубен, выходит в центр, играет на бубне.
Вариант 2. передавать бубен по кругу, проговаривая стихотворение, при этом сочетать удар в бубен (на сильную долю, и передачу бубна соседу (на слабую долю)
Пере-звоны, пере-клики,
Пере-стуки, пере-бряк!
Бубен, бубен, пре-великий
Ты шутник и весельчак! (Э. Огнецвет).
По окончании стихотворения, ребенок, оказавшийся последним, играет на бубне.
вариант 3:. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.
8. Сказки-шумелки.
Сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка :
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Рекомендации:
Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей детей, лучше предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
Заключение.
Систематическая и планомерная работа в данном направлении, а также использование музыкально-дидактических игр эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. На основе использования музыкально-дидактических игр и упражнений у дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
Рекомендации по использованию игр.
• знакомство с музыкальными инструментами осуществлять с учетом возрастных особенностей дошкольников;
• на каждом этапе обучения детям надо предлагать только одну новую игру на развитие музыкальных способностей;
• не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через несколько занятий можно переходить к новым играм.
• обучение должно проходить в игровой форме.
• время проведения игры не должно превышать 5-10 минут
Литература:
1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М. : просвещение, 1983. – 255 с.
3. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. – М. : просвещение, 1986. – 144 с.
4. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников : Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. – 2-е из. – М. : Издательский центр «Академия», 1998.