Марина Компанцева
Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста»
и цель игры Ход игры Самостоятельная игра Игра со взрослым
Ладовое чув-ство «Музыкальный паровоз»
Цель игры : развивать умение раз-личать тембр различных музыкаль-ных инструментов.
Публикация «Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Развивающее видео. «Звуки музы-кальных инструментов для детей» (арфа, пианино, баян, гитара, бала-лайка, металлофон, скрипка, флей-та, труба). Педагог включает видео: «Звуки му-зыкальных инструментов»
Педагог:
Вот смотрите – паровоз,
Он вагончики повез.
Путь у него дальний,
Ведь поезд – музыкальный.
Участник называет инструмент, кото-рый звучал. Названный инструмент занимает место в вагончике. Игра со взрослым
«Мульти-пульти»
Цель игры : учить детей определять характер музыки, развивать дикцию при пении, чистое интонирование, развивать эмоциональную отзывчи-вость на услышанную песню.
Музыкальный репертуар :
1. «Улыбка» М. Пляцковский, В. Ша-инский. М/ф «Крошка енот»
2. «Голубой вагон» Э. Успенский
М/ф «Крокодил Гена»
3. «Чунга-Чанга» Ю. Энтин М\ф «Ка-терок»
4. «Антошка» В. Шаинский, Ю. Энтин М\ф «Антошка»
6. «Облака –белогривые лошадки» В. Шаинский М\ф «Мама для ма-монтёнка»
7. «Я на солнышке лежу» Г. Гладков. М/ф «Как львёнок и че-репаха пели песню» Дети с помощью считалки выбирают «водящего» :
Раз, два, три, четыре, пять –
мы собрались поиграть,
Бабочка к нам прилетела
И тебе запеть велела.
Игроку предлагается исполнить дет-скую песенку, картинка которой по-явилась на экране.
Педагог:
Какое же следующее задание нас ждет?
А нас ждет встреча с нашими люби-мыми мультиками.
Игра со взрослым
«Юные музыканты»
Цель игры : повышать интерес к му-зыке, развивать природную музы-кальность детей и первоначальные навыки музицирования. Развивать звуковысотный (ладовый) слух. Освоение музыкальной грамоты.
Музыкальный репертуар :
Попевки: «Василёк», «Петушок»,
Песенки: «В лесу родилась ёлочка», «Кузнечик», «Во поле берёзастоя-ла»…. На металлофоне ребёнку предлагают сыграть песенку в соответствии с цветными кружками и цветом трубок на металлофоне.
Самостоятельная игра
«Лесенка-чудесенка»
Цель игры : развивать у детей уме-ние соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.
Игровой материал: карточки с изображением лесенки из пяти сту-пенек. Каждая ступенька закрашена определённым цветом, фишки та-кого цвета.
Музыкальный репертуар :
«Жили у бабуси», «Василёк», «Пе-тушок», «Маленькая ёлочка», «Чи-жик-пыжик», «Вышла курочка гу-лять», «Серенькая кошечка». Педагог исполняет на металлофоне песенку «Лесенка», предлагает «музы-кальные загадки», каждый раз не до-игрывая последний звук фразы. Дети должны определить, какой из звуков попевки не был исполнен при движе-нии мелодии вверх и при движении вниз. Определи его, они на соответ-ствующую ступеньку кладут фишку того цвета, каким закрашены ступень-ки. Затем предлагается усложнить за-дание используя песню «бубенчики», где пропускает какой-то звук трезву-чия.
Игра со взрослым
«Музыкальные птенчики»
Цель игры : закреплять знания о высоте звука (высокий и низкий, развитие детского творчества.
Игровой материал: картина с изображением дерева, ветки ко-торого расположены в виде ното-носца; птички - 5 шт. ; набор шапо-чек для «птичек».
Раздаточный материал: карточка с изображением дерева, ветки кото-рого расположены в виде нотонос-ца; птички - 5 шт. Комплект гото-вится на каждого ребенка.
Примечание: дерево и птички долж-ны быть соразмерны, ветки - нот-ный стан, птички - ноты.
«Наступила весна, вернулись из теп-лых краев птицы, свили гнезда и вы-вели птенчиков. Обрадовались птен-чики, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь».
Педагог выбирает несколько детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и дает им в руки изображения птиц.
Дети (поют попевку).
Мы птенчики веселые,
Умеем мы летать
И с веточки на веточку
Нам весело порхать.
Выбирается мама-птичка и птенчики. Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верх-ним веткам дерева, называя по их именам: птенчик Ре, птенчик Си и т. д.
Затем свою песенку поет мама, она «слетает вниз» и зовет к себе малы-шей. Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой. По оконча-нии игры все дети пропевают имена (названия нот) птенчиков и возвра-щают их на веточки. Игра со взрослым
Музыкально-слуховое пред-ставление «Музыкальные загадки»
Цель игры : развивать тембровый слух.
Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, ар-фа, цимбалы Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музы-кальные инструменты и игрушки.
Ребёнок – ведущий проигрывает ме-лодию или ритмический рисунок, на каком – либо инструменте.
Дети отгадывают. За правильный от-вет ребёнок получает фишку. Выиг-рывает тот, у кого окажется большее количество фишек. Самостоятельная игра
«Цветик-семицветик»
Цель игры : развивать музыкальную отзывчивость и творческие способ-ности.
Музыкальный репертуар : С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Д. Кабалевский «Клоуны», П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла», Э. Григ «Бабочка», А. Аренский «Лесной ручей», «Шествие гномов», Р. Шуман «Дед Мороз».
Дети сидят полукругом. Приходит са-довник и приносит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ре-бёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребё-нок должен назвать его и имя компо-зитора. Воспитатель включает запись.
Все дети активно участвуют в опреде-лении характера музыки данного про-изведения, а затем передают музы-кальный образ ритмо-пластическими движениями. Игра со взрослым
«Магазин игрушек»
Цель игры : развивать творческие способности, креативность, вообра-жение.
Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, гармошка, свистульки, маракасы. Дили-динь, дили-динь,
Открываем магазин.
Проходите, проходите,
Выбирайте, что хотите!
Выбранный участник выбирает в ма-газине инструмент, который хочет купить. Затем ребёнку предлагается сыграть на этом инструменте «Поку-патель» выбирает того, кто лучше иг-рает. Самостоятельная игра
«Три цветка»
Цель игры : формировать умение определять характер музыки
Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» - спящее, плачущее или веселое, изображаю-щих три типа характера музыки :
• добрая, ласковая, убаюкива-ющая (колыбельная);
• грустная, жалобная;
• веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звез-дочки и т. д.
Раздаточный материал:
у каждого ребенка - один цветок, отражающий характер музыки.
Музыкальный репертуар :
«Утро» Грига, «Полонез» Огинско-го, "К радости" Бетховена, "Аве Мария" Шуберта, "Хор пилигри-мов" Вагнера, "Сентиментальный вальс" Чайковского, "Времена го-да" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Грезы" Шумана. I вариант.
Музыкальный руководитель испол-няет произведение. Вызванный ребе-нок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.
Все дети активно участвуют в опреде-лении характера музыки. Если произ-ведение известно детям, то вызван-ный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант.
Музыкальный руководитель исполня-ет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их. Перед каждым ребен-ком лежит один из трех цвет ков.
Игра со взрослым
«Чей это марш?»
Цель игры : расширять представле-ния детей о жанрах музыки, разви-вать умение различать характер марша. развитие слухового воспри-ятия, внимания, чувства ритма.
Музыкальный репертуар :
«Марш игрушеч-ных солдатиков» Фриц Крейслер
«Марш деревянных солдати-ков "Детский альбом" П. И. Чайков-ского.
«Марш прощание СЛАВЯНКИ»
«Парадный марш «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Д. Тухманов
«Военный марш РЕЙНСКОЙ АРМИИ (МАРСЕЛЬЕЗА)
Руже де Лилем
«Свадебный марш» МЕНДЕЛЬСОНА Дети слушают различные марши и подбирают соответствующую картинку:
• Марш игрушечный
• Марш военный
• Марш свадебный Самостоятельная игра
Чувство ритма «Музыкальный кубик»
Цель игры : развивать у детей чув-ство ритма, музыкальную память и интерес играть на музыкальных ин-струментах.
Игровой материал: кубик с кар-тинками музыкальных инструмен-тов.
На столе лежат музыкальные инстру-менты : деревянные ложки, бубен, трещотки, барабан, металлофон, гар-монь (такие же музыкальные инстру-менты на картинках размещены на гранях кубика).
Дети стоят в кругу и передавая друг другу кубик под музыку говорят :
Всё играет и поет, кубик скажет, кто начнет!
Ребенок, у которого оказался кубик бросает его на пол, а дети хором называют музыкальный инструмент, изображенный на верхней грани ку-бика. Бросающий, берет со стола ана-логичный инструмент и играет на нем несложный ритмический рисунок, де-ти ему аплодируют в конце игры и т. д. Самостоятельная игра
«Три медведя»
Цель игры : развивать слуховое вос-приятие, внимание, чувства ритма
Игровой материал: у каждого ребёнка картинки с изображением трех медведей
Педагог (показывает картинку). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? И так про каждого медведя «Вы помните, ребята, сказку «Три медве-дя»? (Дети отвечают.)
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети от-вечают.) Послушайте, кто первый за-шел в избушку? (Выстукивает рит-мический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.) Игра со-взрослым
«Прогулка в парке»
Цель игры : развивать у детей чув-ство ритма.
Игровой материал:
металлофоны Сегодня мы с вами пойдем в парк на детскую площадку. Эта прогулка не-обычная, так как мы будем только представлять себе, что мы делаем. Итак, начнем.
Был прекрасный день, и мы с вами решили пойти в парк. Оделись и стали спускаться по лесенке (имитируют на металлофонах спуск по лестнице вниз — с верхнего регистра к нижнему).
Вышли на улицу и побежали вверх по дорожке, прямо на детскую площад-ку (имитируют на металлофонах зву-чанием от нижнего регистра к верхне-му в быстром ритме). Увидели качели и начали на них качаться, напевая пе-сенку:
Вот качели на лугу,
Я качаться побегу,
Вверх — вниз,
Вверх — вниз.
Покатались на качелях и стали играть в мяч, приговаривая:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь!
(имитируют прыгающий мяч на ме-таллофонах).
Но вдруг начался дождь. Сначала он шел медленно, а затем все быстрее и быстрее: Кап. кап. (на металлофонах звучание капели). Мы испугались до-ждя и побежали в детский сад: топ, топ. Игра со взрослым
«Придумай свой ритм»
Цель игры : развивать ритмический слух.
Игровой материал: (бубен, бара-бан, деревянные ложки треуголь-ник, металлофон, Ведущий придумывает ритмический рисунок, использует его на одном из музыкальных инструментов, предла-гает другому повторить. Если задание выполнено правильно, ребёнок при-думывает свой ритм переходит к дру-гому ребёнку. Самостоятельная
игра
«Прогулка»
Цель игры : формировать умение развивать чувства ритма
Игровой материал: у каждого ре-бёнка набор полосок разной длин-ны (короткие и длинные). Педагог рассказывает, что он ви-дел на прогулке:
• Таня взяла мяч с тала мед-ленно ударять им о землю, вот так. (Прохлопывает ритмический рисунок из длинных звуков - дети вы-кладывают длинные по-лоски). Затем она ударяла быстро, вот так. (Прохло-пывает другой ритмиче-ский рисунок из коротких звуков - дети выкладывают короткие полоски)
• Пошел дождик и т. д. Игра со взрослым
«Веселые гудки»
Цель игры : развивать слуховое восприятие, чувство ритма
Игровой материал: у каждого ребёнка набор полосок (длинные и короткие)
Педагог смотрите, ребята, какой кра-сивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим ве-селым гудком. (Показывает картинку парохода)
Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический рисунок.)
Дети отхлопывают ритм и выклады-вают его полосками у себя на карточ-ках. Аналогично игра проводится и с паровозом. Игра со взрослым
«Звучащие узоры»
Цель игры : развивать чувства рит-ма
Игровой материал: карточки с цветами.
Инструменты: металлофон, коло-кольчик, бубен, ложки.
Ведущий показывает детям цепочки цветов. Предлагает им прохлопать названия цветов.
Каждый ребёнок получает карточку с цветком. Дети делятся на подгруппы и выкладывают цепочку из своих карточек. Сначала дети прохлопыва-ют свои цепочки, а затем играют их на шумовых инструментах. У каждой подгруппы свой инструмент. Самостоятельная игра