Лаура Миколаенко
Музыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей “развивающейся личности в развивающемся мире”. Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования – важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру.
Публикация «Музыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуальных способностей, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Без восприятия, музыка, как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. [3]
Введение ФГОС в дошкольном образовании предъявляет новые требования к подготовке детей к школе. В связи, с чем необходима дальнейшая разработка вопросов, связанных с музыкально-сенсорным развитием и воспитанием дошкольников с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыкального искусства.
Столь же необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Музыкально-дидактические игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки. Музыкальное восприятие – сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Под музыкально–сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков : высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно–действенное ознакомление с музыкальными эталонами. Современное понимание сущности сенсорного развития формируется в комплексном подходе взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом.
Цель работы заключается в том, чтобы выявить влияние музыкально-дидактических игр на формирование музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
- Изучение методологических подходов к использованию музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии дошкольников.
- Определение роли сенсорного воспитания в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
- Выявление возможности использования музыкально-дидактических игр в формировании музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста
- Проведение опытно-экспериментальной работы, подтверждающей влияние музыкально-дидактических игр на формирование музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры оказывают влияние на музыкально-сенсорные способности у дошкольников при условии активного их использования в разных видах деятельности.
В опытно-экспериментальной работе была задействована группа дошкольников с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей.
Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования музыкально-сенсорных способностей старших дошкольников :
1) Диагностика музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста
2) Использование музыкально-дидактических игр в формировании музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста
3) Выявление влияния музыкально-дидактических игр на формирование музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста
Для данной работы основополагающими источниками литературы по развитию музыкальной сенсорики стали работы Н. А. Ветлугиной, Л. Н. Комиссаровой, И. Л. Дзержинской, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Г. Кононовой, Э. П. Костиной.
При выполнении работы использовались различные методы психолого-педагогических исследований:
Изучение психолого-педагогической литературы по формированию музыкально-сенсорных способностей дошкольников с целью обеспечения теоретической базы исследования;
Изучение документации дошкольного учреждения (календарные, поурочные планы, методическая литература);
Проведение практической части исследования (констатирующего и формирующего, содержанием которого явилось формирование у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей.
Научная новизна экспериментальной работы состоит в том, что при активном использовании дидактического материала в процессе музыкальной деятельности, а именно музыкально-дидактических пособий и игр в процессе слушания, пения, ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, повышается уровень развития сенсорного опыта, который способствует формированию способам вслушивания, ощущения, восприятия, музицирования, обследования. Все перечисленные действия лежат в основе развития музыкально-сенсорных способностей, которые необходимо развивать у детей с самого раннего возраста.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Развитие музыкально–сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями. [6]
Между музыкально-дидактическими пособиями и музыкально-дидактическими играми много общего. И те, и другие служат учебным целям и направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств : передача мыслей, чувств, т. е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения. [7]
К сожалению, в настоящее время работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий.
Безусловно, что сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.
Подробно изучив методологические подходы к использованию музыкально-дидактических игр, можно сделать вывод о том, что проблема развития музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки потому, что
во-первых, до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.
Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного, социального и индивидуального.
В-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.
С целью проверки гипотезы и решения поставленных задач было проведено исследование, состоящее из трех этапов (констатирующего, формирующего и контрольного).
Исследование проводилось с детьми старшей группы «Капитошки» в количестве 18 человек на базе МБДОУ № 45 «Жемчужинка» в г. Гуково.
Констатирующий этап исследования включал в себя: диагностику уровня сформированности звуковысотного и ритмического слуха.
В начале детям предлагалось научить игрушку танцевать, через определенные задания:
а) повтори ритм
б) исполни ритм песни
в) узнай песню по ритму
В результате было выявлено что, самое большое количество процентов на низком уровне – 60%, на среднем уровне 30% и самое меньшее количество процентов на высоком уровне – 10%.
Критерии уровней:
Высокий – правильное исполнение после первого прослушивания
Средний – правильное исполнение после второго прослушивания
Низкий – затруднялись исполнить после второго прослушивания
Для диагностики уровня развития звуковысотного слуха использовались следующие задания:
а) направление движения мелодии ритма
б) узнай высоту звука
в) исполни мелодию
Опираясь на критерии оценивания:
Высокий – правильное исполнение после первого прослушивания
Средний – правильное исполнение после второго прослушивания
Низкий – затруднялись после второго прослушивания
Было выявлено, что самое большое количество процентов у низкого уровня, средний уровень 30% и самое меньшее количество процентов у высокого уровня.
На основании проведенного этапа эксперимента можно было сделать выводы о том, что для более высоких результатов развития музыкально–сенсорных способностей следует активно использовать музыкально–дидактические игры.
Для этого был проведен еще один этап эксперимента - формирующий, который длился в течение месяца, проводился в виде игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и был направлен на развитие музыкально-сенсорных способностей. На занятиях этого этапа активно использовались музыкально-дидактические игры, постепенно становясь разнообразнее и сложнее. Каждая последующая степень трудности выполнения заданий включала в себя материал предыдущей с обязательным ее усложнением.
В основу формирующего этапа эксперимента вошли
Музыкально-дидактические игры на развитие ритмического и звуковысотного слуха («Труба»; «Знай песенку по двум звукам»; «Веселые гармошки»; «Петушок, курочка и цыпленок»; «Ритмическое лото»; «Лесенка»; «Узнай по голосу»; «Тень-тень»; «Прогулка»).
Развлечения с использованием музыкально-дидактических игр («Вечер веселых игр»).
Сюжетно-ролевые игры («Концерт»; «Музыкальный магазин»; «Музыкальная школа»).
Контрольный этап исследования заключался в повторной диагностике.
Был проведен День творчества, в течение которого детям были предложены определенные музыкальные задания, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых.
Детям предлагалось воспроизвести ритмический рисунок, определить направление движения музыкальных звуков в песнях.
В сравнительной диаграмме динамики роста уровня сформированности ритмического чувства очевидно, что высокий уровень изменился на 50% человек, средний остался без изменений, а низкий уровень уменьшился с 60% на 20% .
А уровень сформированности звуковысотного слуха изменился следующим образом:
Наибольшее изменение на низком уровне, уменьшился с 50% на 30%, а изменения высокого и среднего уровня одинаково.
На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного этапа исследования можно судить об эффективности систематического использования музыкально-дидактических игр в развитии музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает основные положения гипотезы.
Литература
1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание : Пер. с исп. / общ. ред. М. Шуаре; Вст. Статья Ю. В. Ванникова; Послесл. Л. И. Айдаровой и Э. Е. Захарова. - М. : Прогресс, 1989. - 176с. : ил.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л. : музыка, 1973. – 144с.
3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». М. : Просвещение, 1983.
4. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1989. – 270с. : нот.
5. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. : 1976.
6. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М. : Просвещение, 1986. - 141с.
7. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы муз. руководителя. – М. : Просвещение, 1982. – 96с., ил.
8. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн. : Психолого-педагогические проблемы дошкольного воспитания и подготовки детей к школе. Тезисы докладов. - М. : Педагогика, 1973. - С. 96-97