Евгения Дьячкова
Музыкально-дидактические игры для детей с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в раннем детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Именно музыка – самое эмоциональное искусство. Её воздействие на формирование личности огромно, поэтому начинать музыкальное развитие ребёнка нужно как можно раньше. И музыкально-дидактическая игра определяется как ведущий вид деятельности, так как она включает все разделы занятия. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. И поэтому ведущую роль в игровых технологиях занимает музыкально-дидактическая игра.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Младшая группа
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Средняя группа
- Темочки
Целью музыкально-дидактических игр является формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме, из которой вытекают следующие задачи:
– развитие звуковысотного слуха;
– развитие чувства ритма;
– развитие тембрового и динамического слухов;
– развитие творческой активности;
– обогащение новыми впечатлениями.
Чтобы у ребёнка возникало желание петь и слушать музыку, играть и танцевать музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
В нашем доме ребёнка воспитываются дети с нарушениями в развитии и дети-инвалиды. Включая в музыкальные индивидуальные занятия музыкально-дидактические игры, я учитываю физические особенности каждого ребёнка. Многие игры адаптирую под возможности детей, некоторые из которых являются авторской разработкой.
Музыкально-дидактические игры играют огромную роль, так как включают в себя все разделы музыкального образования: слушание, пение и музыкально-ритмические движения. Они развивают не только музыкальные способности детей, но и влияют на речевое, физическое, психическое развитие в целом.
Для проведения занятий мною была создана картотека из 40 музыкально-дидактических игр для детей от 2 до 4 лет, имеющих нарушение в развитии, которые были адаптированы под возраст и возможности этих детей.
В качестве примера рассмотрим следующие музыкально-дидактические игры:
1. Игра на развитие звуковысотного слуха «Птица и птенчики». Целью игры является различение низких и высоких звуков. Давая понятия детям о высоких и низких звуках, связанные с образами птицы-мамы и птенчика, и заостряя внимание на том, что птица-мама поёт низким голосом, ребёнок сажает птицу-маму на нижнюю ветку. Для правильного выполнения и заинтересованности ребёнка читаю стихотворение:
Птички весело летают,
Крошки с травки собирают,
Мама деток позвала:
«Чик-чирик! Клевать пора!
Птенчики откликаются птице-маме высоким голосом, ребёнок сажает птенчика на верхнюю ветку.
2. Игра «Палочки-игралочки». Целью данной игры является развитие чувства ритма. Дети отстукивают ритмический рисунок в соответствии с быстрой и медленной музыкой. В гости к детям приходит Петрушка: под медленную музыку он гуляет, а под быструю пляшет. Детям с тяжёлыми нарушениями помогает выполнять задание воспитатель.
3. Игра «Бабочки на лугу». Целью данной игры является развитие динамического слуха и творческой активности. Нескольким детям выдаются бабочки на ленточке. На громкую и весёлую музыку бабочки летают над лугом, а на тихую и спокойную садятся отдыхать на цветы. Когда дети усвоили это задание, мы предлагаем всем детям «превратиться» в бабочек и «летать» по всему залу, при этом каждый ребёнок проявляет творческую активность: кто-то имитирует полёт, а кто-то просто кружится. Когда меняется музыка и начинает звучать тихо, то все «дети-бабочки» присаживаются на цветы и отдыхают.
4. Игра «Угадай, на чём играю». Целью данной игры является умение различать тембр звучания различных детских музыкальных инструментов и научить детей слаженно играть в оркестре. В гости к детям приходит Петрушка и прячется за ширмой. Из-за ширмы звучат звуки знакомых детских музыкальных инструментов: бубен, погремушка, колокольчик, трещотки. Дети отгадывают звучание каждого из них. Петрушка раздаёт музыкальные инструменты каждому ребёнку и предлагает сыграть вместе в оркестре.
5. Игра «Кто по лесу идёт?». Целью данной игры является развитие звуковысотного слуха, учить детей различать низкие, средние и высокие звуки, развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки. Перед детьми лежат фигурки медведя, лисы и зайца. После того, как дети достаточно хорошо усвоили звучание низких звуков медведя, средних звуков лисы и высоких звуков зайца, предлагаю угадать, кто по лесу идёт. Для этого исполняю мелодию мишки в низком регистре, ребёнок выбирает соответствующую фигурку и устанавливает её на стенде с изображением леса (аналогично для других зверей). В дальнейшем предлагаем всем детям имитировать движения медведя, лисы и зайца в соответствии с их музыкой. Для закрепления занятия проигрываются низкие, средние и высокие звуки на металлофоне, при этом на молоточке которого прикрепляются фигурки зверей.
6. Игра «Мишка спит и пляшет». Целью данной игры является развитие динамического и звуковысотного слухов у детей. К детям в гости приходят мишки, они шли долгой дорогой из леса, устали и захотели спать. Я предлагаю покачать мишек и спеть им колыбельную песенку. Когда мишки отдохнули, начинает звучать весёлая и высокая музыка, мишки проснулись и заплясали у детей на коленях.
7. Игра «Весёлый кубик». Целью данной игры является развитие творческих проявлений в посильной эмоционально-выразительной передаче образов. Дети стоят в кругу, звучит любая весёлая мелодия, и они передают друг другу кубик, на гранях которого есть картинки с изображением животных: кошки, зайца, медведя, мыши, лисы и лошадки. Передавая кубик, я произношу слова:
Нужно взять весёлый кубик
И по кругу передать.
Что покажет этот кубик,
Нужно детям показать.
Ребёнок, у которого оказался с окончанием музыки кубик, бросает его на пол. Я спрашиваю: «Кто изображён на верхней грани кубика?» Дети отвечают: «Кошка». Я предлагаю показать под музыку, как движется это животное. Дети выполняют характерные движение этого животного под музыку, и игра повторяется снова.
8. Игра «Лэйбук». Целью данной игры является развитие музыкально-творческих способностей детей, развитие музыкально слуха, мышления и слухового внимания, поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности и самостоятельности. Лэйбук представляет собой самостоятельную интерактивную папку с карманами, в которых собран материал по определённой теме. Дети достают карточки с картинками из определённого раздела, называют, например, какой музыкальный инструмент изображён на картинке, находят его на столе и играют на нём. Работая с лэйбуком, я отметила, что дети проявляют инициативу и самостоятельность, обогащается музыкальный опыт ребёнка.
Музыкальные занятия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы как способ эмоционального воздействия на ребёнка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также один из способов познания мира. Используя педагогические технологии в музыкально-дидактических играх, дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развиваются самостоятельность, инициативность, способность к восприятию, различению основных свойств музыки. В процессе игры дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности.