Оксана Казаковец
Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Здравствуй, весна»
Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Тема: «Здравствуй, весна!»
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и активизировать словарный запас;
-совершенствовать грамматический строй речи:
согласование существительных с прилагательными, с глаголами;
связной речи- диалогической и монологической форм;
– совершенствовать навык составления описательного рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием.
-закрепить звуковую культуру речи: умение определять позицию звука в слове, называть слова на заданный звук.
Развивающие:
-закреплять представления о весне и её приметах;
-развивать творческое воображение, мышление, внимание, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Воспитательные:
-воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
-Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень интересное путешествие: увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться.
– Давайте сейчас встанем посвободнее и настроимся на наше путешествие.
Мотивация
-Ребята, начать наше путешествие о весне я хотела по картинкам-символам.
Приготовила их, положила, но они куда-то исчезли. Вместо них появилось вот это интересное цветущее деревце, да ещё с конвертиками и какое-то письмо. Написано – детский сад, группа №. Почитаем? Может поймём, что случилось с нашими картинками. Слушайте.
Дорогие ребята! Весна скоро закончится. Осталось ещё немного дней. И на прощание я хочу с вами очень поиграть и сделать вам сюрприз. Цветы на деревце не простые, а с конвертиками, в них картинки- символы. Чтобы конвертики раскрыть, необходимо выполнить мои задания.
И подпись: Весна-красна.
-Ну и ну! Весна хочет с нами на прощание поиграть и пошутить. Вы согласны?
Все задания выполняем, конвертики раскрываем, рассказ о весне составляем.
Присаживайтесь на стульчики.
– Сейчас мы посмотрим, какой нам конвертик первый снять. Прежде мы сделаем гимнастику для язычка. Вот с этого начнём.
Артикуляционная гимнастика. (заборчик,грибок,качели) счет до 8 раз.
Буквы А,О,И,У,Л (на силу голоса) ,следить за дыханием через нос!
Чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА Туча мимо поплыла,
ЛО-ЛО-ЛО Как на улице светло,
ЛУ-ЛУ-ЛУ Скачет лошадь по селу,
ЛИ-ЛИ-ЛИ Мы тебя нашли
Предложение: Наступила долгожданная весна.
1 задание такое: «Назовите месяцы».
Для этого нужно назвать весенние месяцы. Какое время года на дворе? Сколько месяцев весны вы знаете? (Три). Перечислите весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май).
– Про эти месяцы вы знаете стихи и вот такие у меня есть красивые картинки. Кто про март хочет рассказать стихотворение? Мнемотаблица стихотворение "Апрель"
Предложение: Ярче светит солнышко.
2 задание такое: Игра «Подбирай, называй
Нужно к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (Какой? Какая? Какое? Какие)
Весна (какая) … Долгожданная, красивая, цветущая.
Солнышко (какое) … Яркое, ласковое, лучистое.
Небо (какое) …. Голубое, чистое, высокое.
Ветерок (какой) … Тёплый, сильный, весёлый.
Облака (какие) … Белые, пушистые, лёгкие.
Листочки (какие) … Зелёные, клейкие, молодые.
-Какие сообразительные, молодцы! Справились с заданием, раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).
-Иди ___ повесь картиночку на доску. Вторая картиночка у нас готова.
А мы возьмём следующий конвертик.
Предложение: Быстро тает снег и бегут ручейки.
3 задание: Д/И «А как наоборот?»
– Давайте ребята поиграем в слова – противоположности, встаньте полукругом. Я называю слово, а вы называете наоборот, передавая друг другу мячик.
Высокий – низкий, холодный- жаркий, твёрдый- мягкий, тяжёлый- лёгкий, громкий – тихий, большой- маленький, добрый-злой, день- ночь, потолок- пол, чистота- грязь, сахар- соль, зима- лето, смеётся – плачет, закрыть – открыть, взлетает- садится, надевает – снимает, подниматься-спускаться.
-Вот какие вы умные, поиграли в игру, присаживайтесь на стульчики. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Дима картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: На земле выросли первые цветы и травка.
4 задание: Игра «Кто больше действий назовёт?»
Нужно к словам подобрать действие предмета. На какой вопрос отвечает действие предмета? (Что делает) Круги лулия тема "Весна"
Солнце весной (что делает) греет, припекает, согревает, ласкает, …
Снег весной (что делает) тает, чернеет, оседает, …
Ручьи весной (что делают) бегут, журчат, звенят, …
Сосульки весной (что делают) тают, капают, …
Птицы весной (что делают) возвращаются, прилетают, вьют, …
Травка весной (что делает) пробивается, растёт, зеленеет, …
– Вот это да! Весна довольна как вы совсем справляетесь. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Ксюша картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: На деревьях набухли почки и появились листочки.
5 задание: «Назови правильно».
– И мы отправляемся гулять в лес. Если мы с вами идём гулять в лес, где растут одни берёзы, значит это лес какой? Берёзовый.
– Если одни ели? Еловый. Сосны? Сосновый. Дубы? Дубовый. Каштаны? Каштановый. Клёны? Кленовый. Осины? Осиновый. Липы? Липовый. Ясени? Ясеневый. Ивы? Ивовый.
– Молодцы! Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Семён картиночку на доску.
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём. Нас ждёт физминутка!
Физкультминутка «Весна»
Дети по лесу гуляли, Ходьба на месте.
За природой наблюдали Повороты головой
влево-вправо.
Вверх на солнце посмотрели. Встать на носочки.
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, Встать на сосочках,
Великанами мы стали. руки на поясе.
Бабочки летали, Бег на месте,
Крыльями махали. плавно машем руками.
Дружно хлопаем, Хлопки в ладоши.
Ногами топаем. Притопы на месте.
Хорошо мы погуляли Дети присаживаются
И нисколько не устали. на свои места.
озьмём следующий конвертик.
Предложение: Животные пробуждаются от зимней спячки.
6 задание: «Расскажи о животных».
Здесь весна -красна предлагает поговорить о животных и сравнить их. Воспитатель достаёт картинки животных.
-Давайте мы с вами поговорим про белочку и ёжика.
: Белка маленький пушистый зверёк. А ёжик пушистый?
Ёжик не пушистый. У него местами в место меха на теле иголки.
Ёжик серого цвета. А белочка какого цвета?
А белка зимой серая, а всегда рыженькая. Белка делает на зиму запасы, а ёжик делает на зиму запасы?
Ёжик не делает на зиму запасы. Он зимой впадает в спячку.
-У нас ещё есть лисичка и зайчик. Иди ___, иди ___
___: У лисы большой пушистый хвост. А у зайца какой хвост?
___: У зайца маленький. Зато у него большие уши. А у лисы какие уши?
___: У лисы ушки маленькие. Но у неё красивая рыжая шубка. А у зайца какая шубка?
___: А у зайца шубка летом серая, а зимой белая. А у лисы шубка меняет цвет?
___: А у лисы шубка не меняет цвет, у неё под шерстью зимой вырастает тёплый пух.
– Прекрасно. Очень хорошо всё рассказали про животных.
Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Ярослава картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: Появляются первые насекомые.
7 задание: Д/И «Один и много»
– Встаньте ребята в круг. Поиграем в игру – название игры. Я называю один предмет, тот кто поймал мяч- называет много таких предметов.
Сосулька- сосульки, лужа- лужи, ручей- ручьи, проталина- проталины, дождь-дожди, лист- листья, дерево- деревья, гнездо- гнёзда, скворец- скворцы, грач- грачи, насекомое- насекомые, река- реки.
– Вот какие умные вы, опять выполнили задание.
Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Платон картиночку на доску, возьмём последний конвертик.
Предложение: Весной у людей много работы.
8 задание: Игра «Доскажи словечко».
Я читаю предложение, последнее слово называет тот, на кого я покажу.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… март.
В тёплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю,
Чик- чирк, не робей!
Я бывалый… воробей.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит… капель.
Зазвенели ручьи, прилетели… грачи.
На ветках плотные комочки-
В них дремлют клейкие… листочки.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл… апрель.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … василёк.
– Молодцы, ребята! Все мы с вами задания выполнили, схемы наши готовы. И мы сейчас с вами попробуем рассказать о весне. Послушайте ребята, я вам сначала расскажу.
Наступила долгожданная весна. Ярче светит солнышко. Быстро тает снег и бегут ручейки. На земле выросли первые цветы и травка. На деревьях набухли почки и появились листочки. Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран. Они вьют гнёзда и выводят птенцов. Животные пробуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые.
-Ребята, Всё что нам весна задала, мы с вами справились.
-Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии. (Ответы детей). Весна очень благодарит вас за ваше умение и старание. Вам она дарит подарок – веселые весенние раскраски.