Зарема Эбубекирова
Конспект НОД «Путешествие в чудесную страну «Математика» для старших дошкольников
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в чудесную страну «Математика».
Цель: формирование математического мышления, развитие логики.
Задачи:
Обучающие:
-совершенствовать навыки прямого и обратного счета до 20, умение определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков;
-закрепить название геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция);
-упражнять в ориентировке по отношению к себе, другим объектам, в ориентировке на листе бумаги;
-закрепить название дней недели, их последовательность;
-совершенствовать умения составлять и решать задачи.
-закреплять умение называть предыдущее и последующее число;
Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук; речь детей, упражнять в согласовании существительных с числительными; развивать образное и пространственное мышление;
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность, интерес к математике, настойчивость в достижении цели.
Оборудование: доска, картинка с лугом, принадлежности для Эльфа Математики; на каждого ребенка карточки для цифр, по одному листу в клетку, простые карандаши, цифры и знаки.
Дидактические игры: «Какой цифры не стало?», «Назови предыдущее и последующее число», «Назови скорей», «Считай дальше», «Живая неделя»; с геометрическими фигурами: «Найди фигуру», «Построй фигуру».
НОД:
Ребята встают возле педагога, педагог показывает «волшебную» палочку и говорит:
- Дети, у меня есть «волшебная» палочка, сейчас с ее помощью мы попадем в волшебную страну «Математика», а я превращусь в волшебного Эльфа Математики. Давайте закроем глаза. И так : Раз, два, три в волшебную страну попади. (Воспитатель надевает маску эльфа).
Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Математика», будет очень забавно и интересно. Ребята, сейчас с Вами поиграем в игру «Живая неделя». (Подвижная игра)
У детей карточки с цифрами. Воспитатель уточняет, какая цифра какой день недели обозначает.
Затем дети делятся на две команды. Воспитатель читает стихотворение, и по мере называния дней недели каждая команда строит свою неделю.
Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом у Емели:
В понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скучает и во вторник —
Он плетет слону намордник.
Языком молотит в среду
И баклуши бьет соседу.
После дождичка в четверг
Он пускает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что воскресенье —
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
А. Усачев
Воспитатель: Хорошо, все с заданием справились.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань, где я скажу».
- Наташа, встань возле меня.
- Гена, встань за Наташей.
- Кирилл, встань впереди Наташи.
- Настя, между Кириллом и Наташей.
- Катя, встань рядом с Геной.
- Дима, встань между Катей и Геной.
- Матвей, за Димой.
- Вова, перед Димой.
- Матвей, встань возле Вовы.
(Воспитатель спрашиваю каждого ребенка: «Где ты стоишь?»)
Воспитатель: Ребята Вы Молодцы, все правильно отвечали, присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: Перед вами на столе цифры от 1 до20. Выложите на столах числовой ряд. Проверьте задание друг у друга. (Дети проверяют). Посчитайте от 1 до 20. Будьте внимательны, один начинает счет, другие дети будут продолжать, следите за счетом. Молодцы, а теперь обратный счет от 20 до 1. (Дети считают по очереди). Хорошо, с заданием все справились.
Воспитатель: А сейчас назовите предыдущее и последующее число. Вначале называем предыдущее число, затем последующее. (Называю числа, дети отвечают).
Ответы детей:
Предыдущее число 3, последующее 5.
Вы хорошо умеете считать, молодцы.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, у меня на доске есть знаки. Как они называются?
Ответы детей: Знак больше, знак меньше.
Воспитатель : Что мы с их помощью показываем?
Ответы детей: Какое число больше, меньше.
Воспитатель: Положите числа 6 и 7 на вторую полоску, поставьте между этими числами нужный знак, прочитайте запись. (Дети читают: шесть меньше семи).
Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. (Дети читают: семь больше шести).
А теперь выдвиньте числа 13 и 14, поставить между ними знак, прочитать запись. Поменяйте местами числа и поставьте знак, прочитайте запись. Сложите цифры и знаки на место.
Воспитатель: Молодцы справились. А сейчас мы проведем веселую физминутку. (Дети выходят в середину групповой комнаты.)
Физминутка: «Количество и счет»
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – всем присесть.
Семь, восемь – встать попросим.
Девять, десять – сядем вместе.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой раз, правой – два,
Посмотрите все на нас.
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да смотри, не упади.
(Дети делают физминутку)
Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Отдохнули, а теперь решим задачи.
(Вывешиваю на доску картинку).
Задача № 1. На лугу было 6 бабочек, к ним прилетела еще 1 бабочка. Сколько бабочек стало на лугу?
Воспитатель: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 6 бабочек, к ним прилетела еще одна бабочка). Какой вопрос в задаче? (Дети: сколько бабочек стало на лугу) Назовите решение задачи. (Дети: к 6 бабочкам прибавить одну бабочку получиться 7 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (6+1=). Решите задачу. (6+1=7)
Воспитатель: Какой ответ у этой задачи?
Дети: 7 бабочек.
Воспитатель: Хорошо.
Задача № 2.
Воспитатель: Подумайте и составьте задачу на вычитание по этой же картинке.
(Дети составляют задачу.)
Воспитатель: Кто составил задачу?
Ответы детей: На лугу было 7 бабочек, 1 улетела. Сколько бабочек осталось?
П: Назовите условие задачи. (Дети: на лугу было 7 бабочек, 1 улетела). Какой вопрос в задаче. (Дети: сколько бабочек осталось)
Назовите решение задачи. (От 7 бабочек отнять одну бабочку получиться 6 бабочек.) «Запишите» эту задачу с помощью цифр и знаков. (7-1=). Решите задачу. (7-1=6)
Воспитатель: Какой ответ у этой задачи?
Дети: 6 бабочек.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо решаете задачи.
А сейчас пальчиковая гимнастика. (Дети делают пальчиковую гимнастику «Как у нас семья большая»).
Как у нас семья большая
Да весёлая.
(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят,
(загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются.
(загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются.
(загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются.
(загнуть мизинцы)
Воспитатель: Молодцы. Возьмите лист и карандаш, сейчас мы напишем математический диктант.
В середине листа стоит точка, от нее мы начнем наш диктант. Будьте внимательны, начали.
5 клеток вправо, 6 клеток вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 3 клетки влево, 4 клетки вверх, 5 клеток влево, 2 клетки вверх, 6 клеток влево, 2 клетки вниз, 6 клеток вправо.
Воспитатель: Хорошо, все справились с диктантом.
А сейчас поиграем в игру, «Какой фигуры не стало?»
(На фланелеграфе размещены геометрические фигуры разного цвета, дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну фигуру.)
П: 1,2,3 – на фигуры посмотри.
Дети открывают глаза и отвечают, какой фигуры не стало.
Дети примерно отвечают: Не стало синего треугольника. Не стало желтого ромба, и т. д. (Играем 2-3 раза).
Воспитатель: Вот и заканчивается наше путешествие по стране «Математика». Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями. Какое задание было наиболее интересным? (Дети говорят о наиболее понравившемся задании).
Воспитатель: Ребята, вы были активны, внимательны, рассудительны, молодцы. Мы еще много раз посетим эту прекрасную страну «Математика».