Егорова Глория
Творческий проект «Творим вместе с детьми» с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе
Содержание проекта
Название проекта: «Творим вместе с детьми».
Подготовила: Егорова Глория Митрофановна, воспитатель младшей группы
Тип проекта: творческий.
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2023 г. – май 2024г.).
По количеству участников: групповой.
Продолжительность занятия: 10 минут. 2 раза в месяц.
Участники проекта: дети, родители, педагог- организатор.
Возраст детей: 1,6 - 3 лет
Основные принципы развития детского творчества:
- Принцип поэтапный (от простого к сложному)
- Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
- Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)
І. Подготовительный этап
Пояснительная записка.
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое,
необычное.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в
которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т. п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
Однако, стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации, используемых на занятиях в дошкольном учреждении, недостаточно для развития творческих способностей современных дошкольников. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
Задача педагога — научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В творческий процесс можно включить размазывание краски пальцами, рисование воском, мылом, нитками, пластилином и так далее, а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники. Это поможет научить детей выражать свое творческое начало через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.
Цель: создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные
изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.
Задачи проекта:
• Активизация познавательной, творческой деятельности.
• Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
• Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
• Создание условий для эмоционального взаимодействия взрослых и детей (развитие творческой фантазии, воображения).
Задачи для детей:
• освоить нетрадиционные техники рисования;
• научиться применять их в своем творчестве.
Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала и
использования нетрадиционных техник рисования.
Объект: Творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Подготовительный этап
Создание рабочей группы (педагог - организатор) которое предстояло изучить методическую литературу, интернет – ресурсы, определить формы и методы деятельности, подготовить методический материал. Разработка положения о творческих выставках и конкурсах в ДОУ, об их организации.
Составление календарного плана мероприятия
(приложение 1). Семьи воспитанников были проинформированы на стендах родительского уголка о предстоящей деятельности.
Основной этап
Условия реализации проекта – регулярность и систематичность проводимой работы (одна – две выставки в месяц); обеспечение заинтересованности детей и взрослых в совместной творческой деятельности. В детском саду и в группах
оформили специальные выставки: «Экологическая икебана», «Новогодняя сказка»; рисунки «Юные художники», «Осень глазами родителей», «МЧС – предупреждает!», «Моя счастливая семья», «Осторожно огонь!», «Весна глазами
детей и родителей».
Взаимодействие с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в процесс творчества совместно с детьми.
Задача – заинтересовать родителей перспективами творческих выставок в группе, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями: (приложения 2)
- анкетирование родителей;
- индивидуальные беседы и рекомендации: «Мы творим»;
- наглядная информация: папка передвижка «Учим нетрадиционно рисовать» с описанием рекомендации и схем;
- рисунков своими руками;
- совместная деятельность;
- помощь в оформлении выставки.
- Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными
Материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
Выставка рисунков: «Осень глазами детей и родителей», «Юные художники», «МЧС –предупреждает!», «Моя счастливая семья», «Осторожно огонь!», «Весна глазами детей и родителей»; «Весна красна».
Выставка – «Экологическая икебана», «Новогодняя сказка».
Способ активного взаимодействия участников образовательного процесса, индивидуальное или командное состязание в творческом мастерстве. Основная цель конкурсов, создание условий для творческого самовыражения детей и родителей. Сотрудничество с семьями воспитанников началось с анкетирования родителей, которое помогло скоординировать дальнейшую деятельность (приложение3).
С целью педагогического просвещения родителей в информационном уголке были размещены статьи – консультации, папки – передвижки; разработаны буклеты и памятки. Для пап и мам провела мастер – класс «Рисование пейзаж» (нетрадиционной технике рисования, на котором дети и
родители творили вместе.
После каждой выставки мы благодарили детей и родителей за их труд: вручали памятные дипломы, адресовали слова признательности на стендах в групповых уголках. С целью повышении компетентности родителей проведены консультации, разработаны памяти в виде буклетов,
листовок.
Заключительный этап
Ожидаемые результаты
Значительное повышение уровня развития творческих способностей воспитанников, овладения навыками рисования в нетрадиционной технике;
Использование детьми полученных знаний, умений и навыков в свободной деятельности;
Формирование умения взаимодействовать друг с другом при создании коллективных произведений и отборе работ в процессе организации выставок.
Повышение интереса родителей к жизни и деятельности детей в детском саду.
Реализация проекта
Подготовительный этап (сентябрь)
1. Обявление для родителей в родительском уголке «Наши планы».
2. Индивидуальная беседа с родителями об организации выставочной деятельности. Ответственный – педагог - организатор.
Основной этап
Календарно – тематическое планирование
Тема занятия: Техника Программное содержание
СЕНТЯБРЬ
1 Лес. Коллективная работа (макет леса)
Нетрадиционная техника: рисование пальчиками, фон – пастель.
Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать
композиционные умения.
2 Мухомор. Аппликация
Продолжать учить вырезать и составлять предмет из частей разной формы.
Нетрадиционная техника: рисование пальчиками, фон-монотипия
Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой
монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.
3 Ветка рябины
Нетрадиционная техника: рисование пальчиками, фон – пастель.
Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом
– пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цвет восприятия. Воспитывать аккуратность.
4 Осенний букет
Нетрадиционная техника: печатание листьями
Познакомить с приемом печати листьями
ОКТЯБРЬ
1 Заготовка на зиму: Компот из яблок
Нетрадиционная техника: оттиск печаткой из яблока
Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
2 Деревья осенью
Нетрадиционная техника: отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.
Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.
3 Цыпленок
Нетрадиционная техника: рисование манкой, ватные палочки
Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать, оживлять; работу с помощью ватной палочки
4 Два петушка
Нетрадиционная техника: рисование ладошкой
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их
до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.
НОЯБРЬ
1 Ёжик
Нетрадиционная техника: метод тычка
Учить рисовать животных способом тычка. Закреплять умение детей рисовать разными способами. Расширять знания о животных.
2 Мои любимые рыбки
Нетрадиционная техник: рисование гуашью по восковым мелкам
Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков.
3 Первый снег
Нетрадиционная техника: оттиск печатками из салфетки
Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать
снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками.
Развивать чувство композиции.
4 Закладка для книг Аппликация
Нетрадиционная техника: рисование гуашью по восковым мелкам
Продолжать учить складывать лист пополам с угла на угол. Учить округлять углы у заготовки. Украшать поделку.
ДЕКАБРЬ
1 Лошадка
Нетрадиционная техника: печать по трафарету, рисование пальчиками
Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.
2 Новенькое платье для куклы
Нетрадиционная техника: оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками
Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
3-4 «Елочка»
Нетрадиционная техника: рисование ладошками.
Совершенствовать умения рисовать в данной технике. Развивать
композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
ЯНВАРЬ
1 Рождественская ночь
Нетрадиционная техника: набрызгивания и процарапывания
Освоение смешанной технике с использованием парафина
2 Красивые снежинки
Нетрадиционная техника: свеча, акварель
Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.
3 Зима
Нетрадиционная техника: рисование на мятой бумаге.
Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения
ФЕВРАЛЬ
1 Северное сияние
Нетрадиционная техника: монотипия
Совершенствовать умения в данной технике. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета.
2 Галстук для папы Аппликация
Нетрадиционная техника: рисование пальчиками
Продолжать учить вырезать и составлять предмет из частей разной формы. Видоизменять положение частей в разных сюжетных ситуациях. Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
3 Кораблик
Нетрадиционная техника: пластилинография
Совершенствовать работу в данной технике. Воспитывать аккуратность.
4 «Мячик для сестренки»
Рисование ватной палочкой. Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.
МАРТ
1 Мимоза для мамы
Нетрадиционная техника: рисование пальчиками
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.
2 Открытка с Аппликация с элементами
Учить собирать из модулей цветок, закреплять заготовку клеем. Сюрпризом рисования
3 Котенок
Нетрадиционная техника: тычок полусухой жесткой кистью.
Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
4 Весеннее солнышко
Нетрадиционная техника: рисование ладошками
Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение.
АПРЕЛЬ
1 Весенний пейзаж
Нетрадиционная техника: оттиск скомканной бумагой.
Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий
2 Цветущая ветка
Нетрадиционная техника: выдувание трубочкой, аппликация
Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
3 Деревья смотрят в лужу
Нетрадиционная техника: монотипия
Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.
4 Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)
Нетрадиционная техника: рисование пальчиками, карандашом
Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.
МАЙ
1 Черемуха
Нетрадиционная техника: рисование ватными палочками, пальчиками
Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.
2 Как я люблю одуванчики
Нетрадиционная техника: обрывание, восковые мелки, тычкование.
Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.
3 Бабочка
Нетрадиционная техника: монотипия
Продолжать знакомить детей с данной техникой. Познакомить с симметрией (на основе бабочки). Развивать пространственное мышление.
4 Салют
Акварель или гуашь, восковые мелки
Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.
Приложение 2
Работа с родителями
Мероприятия Форма проведения Время проведения
1 «Осень глазами детей и родителей». Выставка рисунков: Сентябрь 2023 г.
2 «Как организовать занятия рисованием дома»
Консультация Октябрь 2023 г.
3 «Экологическая икебана» Выставка Октябрь 2023 г.
2 «Любимой мамочке» Выставка детских работ Ноябрь 2023 г
3 «Чем занять непоседу?» Папка – передвижка Декабрь 2023 г
4 «Новогодняя сказка» Выставка Декабрь 2023 г
4 «Рисование пейзаж» Мастер - класс Февраль 2024 г
5 Весенняя капель Выставка детских работ Март 2024 г
6 «Волшебное рисование всей семьей» (рисование манкой) Совместное занятие с родителями и детьми
Апрель 2023 г
Чему мы научились Выставка детских работ Май 2024 г
Приложение 3
Анкета для родителей
Совместная творческая деятельность детей и взрослых.
Уважаемые родители! Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы.
Искренние ответы помогут нам организовать вашу совместную с детьми деятельность.
1. Ф. И. О. родителя
2. Какими видами творчества вы увлекаетесь (рисование, лепка, аппликация, бисероплетение, вязание, вышивание и т. д. ?
3. С какими новыми видами творчества вы хотели бы познакомиться?
4. Каким опытом хотели бы поделиться с другими родителями?
5. Какие выставки для детей вы хотели бы предложить?
6. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ?
7. Чем ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги или чем - то другим?
8. Интересно ли вам творить вместе с ребёнком?
9. Есть ли дома у ребенка место для занятий любимым видом художественной деятельности?
10. Какое участие вы принимаете в организации художественной деятельности ребенка (и другие члены семьи?
11. Как вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка позаниматься с ним (нужное подчеркнуть, дополнить):
а) предлагаете ему самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас вы заняты;
б) переносите совместное творчество на другое время (день, неделю, более удобное для вас время);
в) откладываете дело которым занимались, и включаетесь в совместную деятельность с ребенком;
г) другое;
12. Смотрите ли вы с ребенком телепередачи, посвященные изобразительному искусству?
13. Знакомитесь ли вы с рекомендациями педагогов, размещёнными на информационных стендах и сайтах ДОУ?
14. Какие качества личности, на ваш взгляд, можно сформировать в процессе приобщения детей к искусству?
Ваши пожелания.
Консультация
Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Печать от руки
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2. Использование печатки
Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
3. Рисование пёрышком
Пёрышки различного размера опускаются в гуашь, проводится пером по листу. Для получения изображения разного цвета и размера пёрышки меняются
4. Рисование пальцем
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
5. Монотипия
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину
изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
6. Рисование по трафарету тампоном
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
7. Рисование методом тычка
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
8. Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования
сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
9. Кляксография с трубочкой
Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая
небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
10. Набрызг
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
11. Граттаж.
Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.
12. Рисование мыльными пузырями
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились
мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
13. Рисование мятой бумагой
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.
14. Ниткография
Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
15. Пластилинография
Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу-объемных объектов на горизонтальной поверхности.
16. Отпечатки листьев
Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
17. Тиснение
Ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много
одинаковых элементов, например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
18. Коллаж
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько
вышеописанных техник. Дети работают в парах, в тройках, подгруппах.
Заключение
Проект «Творим вместе с детьми» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка —оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.