Анжела Васина
Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Целью данной игры является формирование представления о классических образцах музыки, развитие у детей умения применять знания классической музыки с ассоциацией «композитор – музыкальный образ», формирование представления об особенностях композиторского творчества.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Музыкально-дидактическая игра „Угадай-ка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- формировать у детей любовь к музыке и потребность в общении с ней.
-учить сопоставлять определенные музыкальные приемы с образами;
-учить высказываться об эмоционально-образном содержании музыки;
Развивающая:
- развивать у ребенка способность осознанно слушать музыку;
-развивать мыслительную деятельность, фантазию, образное мышление, память, логику;
Воспитательная:
- воспитывать музыкальные интересы, вкусы детей.
Оборудование: музыкальный центр с записями музыкальных произведений «Клоуны» Д. Кабалевского, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского; 4 картинки иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений, а также композиторов, авторов музыкальных произведений. Одна иллюстрация – вопрос «Угадай – ка», фишки, колокольчик.
Предварительная работа: Прослушивание музыкальных произведений, таких как: «Клоуны» Д. Кабалевского, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Знакомство с творчеством композиторов – авторов музыки. Беседы по прослушанным произведениям.
Беседа
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята! Мы с вами сегодня снова будем говорить об удивительном мире Музыки. Сейчас перед вами лежит музыкальный альбом, в котором живут музыкальные произведения. Музыку можно не только услышать, но и изобразить. Ребята, вы любите цирк?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Сегодня мы послушаем пьесу Д. Кабалевского, в которой он рассказывает о цирковых артистах. Но о ком пойдет речь, вы должны понять сами, определив, какая музыка по характеру и по настроению?
Музыка шутливая, бойкая, живая и забавная. И эта музыка о клоунах. Она так и называется «Клоуны». Обратите внимание на то, меняется ли характер музыки?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Правильно, в начале музыка веселая, задорная, в середине звучит тихо, осторожно, робко, неуверенно, а потом опять веселая, как в начале. Как вы считаете, в музыкальном произведении композитор изображает один образ или два?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Посмотрите, пожалуйста, на первую картину музыкального альбома. В музыке рассказывается о двух клоунах. Один клоун веселый, умелый, а другой – неудачник, все у него валится из рук, все он делает наоборот. Мелодия несколько раз повторяется, все громче, второй клоун пытается подражать своему собрату, смешно и неловко старается повторить все трюки, но все его попытки заканчиваются неудачей. Но вот снова первый клоун с еще большим блеском и смелостью демонстрирует свое мастерство. Давайте, еще раз послушаем произведение «Клоуны» Д. Кабалевского.
Музыкальный руководитель : Мне хочется познакомить вас еще с одной картиной. Называется «Избушка на курьих ножках». Звучит музыкальное произведение.
Музыкальный руководитель : Какой характер музыки?
Ответы детей: Зловещий, угрожающий, колючий, отрывистый.
Музыкальный руководитель : Что бы вы нарисовали, слушая эту пьесу?
Ответы детей: Темный лес. Баба Яга летит в своей ступе, нос крючком, зубы торчком, помелом еще заметет.
Музыкальный руководитель : Откройте вторую картину музыкального альбома. Послушаем произведение «Избушка на курьих ножках» еще раз.
Музыкальный руководитель : Идем дальше знакомиться со следующим музыкальным произведением. Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством композитора Роберта Шумана. Напоминаю, что Р. Шуман писал много музыки для детей. Также, как и композитор Пётр Чайковский, Роберт Шуман в своём альбоме написал пьесы для детей с различными названиями, поэтому тоже назвал его «детский альбом». Каждая пьеса – картинка, которую рисует музыка на какой – либо сюжет. Например, все вы скоро отметите праздник Новый год. Так вот в «детском альбоме» есть пьеса, которая называется «Дед мороз». Музыка пьесы грозная, строгая, громкая, зловещая. Она очень хорошо изображает образ зимней стужи, мороза (исп. фрагмент). Музыка громкая звучит в низком регистре ( рассказать о регистрах: высокий, средний, низкий)
А сегодня мы знакомимся с произведением Роберта Шумана «Смелый наездник»… Давайте послушаем внимательно музыкальное произведение.
Музыкальный руководитель : Музыка звучит в быстром темпе, состоит пьеса из трёх частей. Крайние части звучат одинаково в миноре. Музыка рисует образ смелого наездника, который скачет на лошади и преодолевает много препятствий на своём пути… Внимание вопрос: скажите, какой характер в музыке вы услышали?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Правильно, музыка решительная, энергичная, звучит не постепенно, а скачкообразно, отрывисто. В музыке это обозначается термином «стакатто» т. е. отрывисто. (исп. мелодию) Мелодия поддерживает сопровождение. Аккорды в низком регистре ещё раз подчёркивают неумолимый, строгий и решительный характер в музыке. Затем характер музыки меняется, наступает средняя часть, которая звучит в мажоре (светлый тон в музыке). Мелодия звучит в низком регистре, это её придаёт уверенности в выборе решения. Звучание становится бархатным, сочным. Послушаем еще раз среднюю часть музыкального произведения.
Музыкальный руководитель : Ребята, сейчас я вам исполню всё произведение целиком, а вы внимательно посмотрите на третью картину музыкального альбома. Слушание «Смелый наездник» Р. Шумана.
Музыкальный руководитель : Дети, открываем следующую страницу нашего музыкального альбома. Вы помните, что маршем называется музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать. Послушайте внимательно музыку и скажите, будет удобно маршировать людям под этот марш или нет?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель : Правильно, не удобно. Потому что это «Марш деревянных солдатиков» - игрушечный марш, под него маршируют деревянные солдатики. Они шагают, как заводные, и композитор построил музыку на высоких, коротких, отрывистых звуках. Сначала музыка звучит негромко, она едва слышна – они идут далеко. Вот они подходят всё ближе и ближе, и марш начинает звучать громче. Потом солдатики удаляются, и музыка постепенно затихает.
Пётр Ильич Чайковский в своей музыке подчеркнул, что это марш игрушечный. Настоящие солдаты шагают более тяжело, спокойно, идут медленнее и музыка походных солдатских маршей более стройная.
Игра «Музыкальные картинки»
Правила игры: В игре принимают участие подгруппа детей (6-7) детей. Музыкальный руководитель задает вопрос во время 1–4 задания. Игрок, который знает верный ответ, сначала звонит в колокольчик, потом отвечает и получает одно очко. Во время пятого задания игроки используют фишки для правильного ответа. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Музыкальный руководитель : Дети, вы познакомились с музыкальными произведениями композиторов. Теперь мы сможем проверить ваши знания и поиграть в игру «Музыкальные картинки».
(Дети берут в руки «Музыкальные альбомы» и слушают задание).
Музыкальный руководитель : Задание № 1.
Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: как называется произведение и кто автор.
Музыкальный руководитель : Задание № 2.
Откройте музыкальный альбом на первой странице. Послушайте и определите, какие средства музыкальной выразительности использует композитор для изображения двух контрастных образов?
Музыкальный руководитель : Задание № 3.
Назовите композитора, который сочинил произведение «Смелый наездник»
Музыкальный руководитель : Задание № 4.
Скажите, как называется жанр в музыке, который вы прослушаете. Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского.
Музыкальный руководитель : Задание № 5.
Дети, возьмите в руки фишки. Откройте «Музыкальные картинки» на последней странице. Сейчас буде решающее задание. Послушайте музыкальное произведение и поставьте фишку на правильную картинку.
Подведение итогов и объявление победителя игры.
Домашнее задание.
Музыкальный руководитель : Дома постарайтесь нарисовать иллюстрации к тому музыкальному произведению, которое Вам запомнилось. Что ж, наша игра подошла к концу. Вы все сегодня были молодчинами! Я надеюсь, что мы с вами замечательно провели время! До свидания!