Елена Чертова
Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности «Музыкальная лаборатория» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной опытно-эсприментальной деятельности
с детьми старшей группы
Задачи:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
- развивать умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии;
- развивать интерес детей к музыкальной деятельности.
Публикация «Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности „Музыкальная лаборатория“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Дети входят в зал и располагаются полукругом.
Музыкальный руководитель (М. /р.): Здравствуйте, ребята! Я снова приглашаю вас к себе в лабораторию.
Восп: А давайте вспомним, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где проводят опыты, что-то исследуют.
М. /р. А у меня лаборатория не обычная, а музыкальная. Лаборатория музыкальных звуков.
Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня,
Это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.
Итак, проходите в мою лабораторию.
Восп: Но ведь для работы в лаборатории нам необходима специальная форма.
М. /р. И я её для вас приготовила.
Дети надевают ободки с ноткой и садятся за столы.
М. /р. Ребята, а как вы думаете, что такое звук? (ответы детей)
Правильно, звук - это то, что мы можем услышать. Нас окружает море звуков! Какие звуки живут вокруг нас?
Дети: Шум дождя или ветра, шорох листьев, когда мы идём по дорожке, звук проезжающей машины, скрип стула…
М. /р. Шелест травы и листьев, тихий шепот ветерка и переливы ручейка, даже отдаленные раскаты грома — все дарит радость звучания бытия. Давайте поиграем в игру «Угадай, что звучит».
Игра «Угадай, что звучит»
дети на слух определяют, что звучит (гудок паровоза, ветер, сигнал автомобиля, стук молотка).
М. /р. А знаете ли вы, что звуки бывают музыкальные и шумовые. Как вы думаете, чем они отличаются? (музыкальные звуки издают музыкальные инструменты, а шумовые – это все остальные звуки) С какими немузыкальными, шумовыми звуками мы уже знакомились? (деревянные и металлические) Давайте вспомним эти звуки.
М/р за настольной ширмой играет на трещотках и металлофоне. Дети отгадывают.
М. /р. В каких музыкальных инструментах мы можем услышать деревянные звуки. (ложки, трещётка, ксилофон) А какие музыкальные инструменты издают металлические звуки? (металлофон, треугольник, бубен, бубенцы, колокольчик)
Восп: Елена Борисовна, дети в группе любят играть в игру «Колокольцы - бубенцы»
М. /р. А у меня как раз есть для этой игры колокольчики.
Игра «Колокольцы - бубенцы»
Колокольцы-бубенцы, раззвонились молодцы.
Дили-дили-дили-дон, угадай, откуда звон.
М. /р. Вернёмся в нашу лабораторию.
Дети садятся за столы
Восп: Ребята, обратите внимание. Сегодня в лаборатории мы видим стаканы, бокалы и другие стеклянные предметы. Интересно, что бы это значило! (ответы детей)
М. /р. Вы правы, сегодня в моей лаборатории мы познакомимся со стеклянными звуками. Закройте глаза и послушайте, какие красивые, волшебные звуки издают стеклянные предметы.
Муз. рук. металлической палочкой стучит по различным бокалам.
М. /р. В стеклянном королевстве живут очень изнеженные, и капризные звуки. Если стукнуть бокалы тихонько друг о друга, то они заговорят, и мы услышим звонкий, прозрачный голос стекла. Среди стеклянных звуков есть королевские особы - это звуки хрустальные. Их нежные переливающиеся голоса так красивы, что их хочется долго слушать. Кажется, что они рождаются из тишины и создают нежный волшебный колорит. Я приготовила для вас различные стеклянные предметы. Давайте послушаем, как они звучат. Лера Леонидовна, думаю, ребятам не терпится самим попробовать извлечь звуки из этих предметов. Вы поможете мне?
Восп: Конечно, помогу, но хочу напомнить, что стеклянные предметы очень хрупкие, поэтому обращаться с ними надо очень осторожно и ударять по ним палочкой аккуратно.
Воспитатель и музыкальный руководитель предлагают детям самим извлечь стеклянные звуки из разных стеклянных предметов (чашки, вазы, стаканы, бокалы простые и хрустальные) расставленных на 2 подносах с помощью различных палочек (деревянных, металлических).
Во время опыта педагоги задают вопросы:
1. Отличается ли звук у простого и хрустального стакана, чем отличается?
2. Одинаково ли звучат предметы, если постучать деревянной или металлической палочкой?
3. Зависит ли звук от размера предмета?
Восп: Мы выяснили, что различные стеклянные предметы издают разные звуки: высокие и низки, глухие и звонкие.
М. /р. Посмотрите, у меня есть семь одинаковых стаканов. Послушайте, как они звучат. А как вы думаете, если в один из стаканов я налью воды, его звук изменится? (ответы детей) Давайте проверим.
Наливает полный стакан воды и стучит по нему металлической палочкой
Дети: Звук изменился.
М. /р. Как вы думаете, изменится ли звук, если в стакан налить поменьше воды? Тогда возьмите по два одинаковых стакана и палочку. В один стакан налейте больше воды, а в другой - меньше. Постучите по ним палочкой и проверьте, меняется ли звук от количества воды?
Дети проводят эксперимент, опытным путем выясняя, что у стакана с меньшим количеством воды звук выше.
М. /р. Чем меньше мы наливаем воды в стакан, тем тоньше и выше звук. Значит, чем больше воды в стакане, тем ниже звук. Это свойство можно использовать в создании мелодий.
Я приготовила 7 стаканов с разным количеством воды. Послушайте, какие красивые звуки они издают. Их столько же, сколько нот в музыке. До, ре, ми, фа, соль, ля, си! Совсем как на настоящем инструменте!
Играет на стаканах, потом металлофоне
Что такое ноты?
Песенка птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!
Теперь я могу даже сыграть мелодию. Отгадайте, что это за песенка.
Муз. рук. исполняет мелодию песни «В траве сидел кузнечик».
Дети отгадывают и поют
М. /р. Мы выяснили, что стеклянные звуки бывают разными по высоте и с помощью их разнообразия можно создавать мелодии как на настоящих музыкальных инструментах. Вам бы хотелось сыграть свою мелодию? Давайте попробуем сыграть на стеклянных инструментах, как в настоящем оркестре.
Стеклянный оркестр «Полька» И. Штрауса
М. /р. Наша работа в лаборатории завершена.
Восп: И мы можем снять специальную одежду. (дети снимают «спецодежду»)
М. /р. Вам сегодня было интересно? Что новое вы узнали? Какие звуки вы ещё хотели бы исследовать?
Восп: Сейчас мы пойдём в группу и там продолжим свою исследовательскую деятельность со стеклянными звуками.
М. /р. До новых встреч в моей лаборатории.