Карлыгаш Жапарова
Копилка музыкально — дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вам свою копилку музыкально - дидактических игр.
Дидактическая игра «Дорожка для голоса»
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Описание: Педагог должен объяснить детям, что каждый музыкальный звук обладает своей высотой, именно она отличает музыкальный звук от любого другого (скрипка, треска, шороха и. т. д.).
Публикация «Копилка музыкально — дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Высоты звука можно изобразить в виде линии. В зависимости от мелодии, у нас получится кривая или прямая линия.
Дидактическая игра «Угадай – ка»
Цель: Развитие звуковысотного, тембрового слуха.
Описание: 4-6 больших карточек – каждая разделена на две части. На первой изображено большое животное, на второй – ее детеныш. Педагог произносит: «Му – Му» (ля 1 октавы, дети закрывают фишкой картинку с теленком.
Дидактическая игра «Сложи песенку»
Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (куплет и припев, передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Описание: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев и припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей «Сложить песенку» с помощью разноцветных фигур.
«Работа над дикцией»
Цель: Развитие у детей правильного произношения слов и четкой дикции.
Дидактическая игра «Веселые пчелки»
Веселых пчелок можно использовать в нескольких вариантах:
«Музыкальный полет»
Цель: Развитие звуковысотного и тембрового слуха. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию мелодии.
Описание: Педагог предлагает «оживить» пчелок и познакомить их со свойствами музыкальных звуков. Звуки бывают тихими и громкими (дети, жужжа за пчелок, последовательно передают эти динамические оттенки, высокими и низкими (дети сопровождают звукоимитационное пение взлетом и падение руки с бумажной пчелкой.)
Музыкальное приключение «Непрошеный гость»
Цель: Развитие фантазии, творческой активности при создании воображаемой ситуации. Передача в импровизационной песенке контрастных эмоциональных состояний: беспокойного, сердитого, гневного и спокойного, ласкового, мягкого. Установление музыкально – двигательных ассоциативных связей при передаче игрового образа.
Музыкальные диалоги, или парные жужжалочки
Цель: Воспитание ценностного отношения к творческим проявлениям партнера по игре. Развитие способности различать оттенки настроений и выражать это в импровизационном пении.
Описание: Дети делятся на пары. Они могут стоять или сидеть на ковре. В руках у каждого – бумажная пчела. Педагог предлагает детям выразить в песенках – жужжалочках следующие сюжетные ситуации.
Одна пчелка жалуется, другая ее успокаивает.
Одна пчелка задает вопросы, другая ее поучает.
Одна рассказывает секрет, другая удивляется.
Пчелки ссорятся между собой.
Пчелки просят прощения друг у друга.
Пчелки веселятся и т. п.
Игры, направленные на развитие ритмического восприятия и музыкальной памяти
«Передай ритм»
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
Примечание: Ведущим может быть музыкальный руководитель, воспитатель, ребенок. Дети стоят паровозиком или сидят на стульях друг за другом.
«Дождик: кап!»
ритмическая речевая игра
Описание: Дети выполняют движения сидя на стульчиках. Они учаться четко произносить слова с ритмичным движением рук и ног, делают упражнения вместе с педагогом без музыки.
Дети средней группы проговаривают конец фразы: кар-кар-кар, хлоп,хлоп,хлоп и т. п.
Птица:кар,кар, кар!
Ветер:хлоп,хлоп,хлоп!
(дети ритмично хлопают в ладоши.)
Дождик: кап, кап, кап!
(хлопают ладошами по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп!
(топают попеременно ногами)
Дети:ха, ха, ха!
(вытягивают руки вперед ладонями вверх.)
Мама: ах, ах,ах!
(качают головой, держась за нее руками.)
Дождик: кап, кап, кап!
(хлопают ладонями по коленям.)
Туча: бах, бах, бах!
(топают ногами)
Игры на развитие звуковысотного слуха
Дидактическая игра «Кто поёт?»
Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).
Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.
Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса,
звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор.
Музыкальный материал: «Рассказ папы», «колыбельная песня», «Маленький марш» Г. Левкодимова.
Дидактическая игра «Повтори звуки»
Игровой материал: Карточки с изображением трёх бубенчиков: красный – «дан», зелёный – «дон», жёлтый – «динь»; металлофон; три больших карточки с изображением таких же бубенчиков.
Ход игры: Ведущий-педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками и рассказывает о том, что каждый бубенчик имеет свой цвет, свою высоту и своё имя. Красный бубенчик звучит низко и поёт «Дан-дан». Зелёный бубенчик звучит повыше и поёт «Дон- дон- дон». Жёлтый бубенчик звучит высоко и поёт «Динь-динь-динь». После педагог предлагает детям спеть, как каждый бубенчик и раздаёт всем карточки с изображением бубенчиков. Воспитатель поёт и играет определённый звук на металлофоне, ребята узнают,
какой из бубенчиков звучит, поют и поднимают карточки, соответствующие этому звуку.
Дидактические игры для развития певческих навыков
Дидактическая игра «Птицы и птенчики»
Цель: Развитие звуковысотного слуха, формирования творческих способностей и воображения.
Описание: Педагог играет высокие и низкие звуки. Когда звучат высокие звуки- дети показывают птенчика, когда низкие - птицу.
«Узнай и сложи попевку»
Цель: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок и узнавать по изображению ритмического рисунка ту или иную попевку.
Описание: Для пособия используют магнитную доску. Прямоугольники разной длины, но одинаковой ширины. Длинные прямоугольники соответствуют долгим звукам, короткие – коротким. Чередуя прямоугольники разной длины, можно условно изобразить ритмический рисунок любой мелодии, исполняемой педагогом.