Елена Борисова
Музыкальная деятельность в социальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация для дошкольника – это освоение существующей действительности окружающего мира.
Цель социализации дошкольников – это формирование умений, навыков и способностей ребёнка для дальнейшего освоения ими культуры.
Доказано, что самое главное – это воспитание в семье, так как это на прямую влияет на способность детей приобщаться к действительности окружающего мира и закладывает социальные компетенции. Именно в семье социализация дошкольников протекает естественно, на основе преемственности поколений. Это в свою очередь позволяет человеку в дальнейшем быть успешным во всех основных видах деятельности.
Публикация «Музыкальная деятельность в социальном развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Успешное взаимодействие семьи и детского сада обеспечивает целостность культурно-образовательной и социально-педагогической среды для развития и самореализации ребёнка.
Необходимой составляющей социального развития дошкольника является совместное социальное партнёрство в образовании.
Поэтому Дошкольным образовательным учреждениям необходимо взаимодействие с социумом.
Социум является, прежде всего, «окном в мир», которое открыто для общения детей и взрослых. Помогает расширять и укреплять взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, организациями воспитания, культуры, науки, спорта, семьи.
Музыкальная деятельность дошкольников в сотрудничестве социумом это, прежде всего формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие и формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Один из принципов ФГОС : приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Цель: Повышение социального статуса дошкольного образования.
Задачи:
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
* Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
• Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
ФГОС определяют через образовательную программу дошкольного образования её основные направления:
• Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития.
• Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
ФГОС предполагают такие аспекты содержания программы как:
• Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
• Характер взаимодействия с взрослыми.
• Характер взаимодействия с другими детьми.
• Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
ФГОС раскрывают необходимые условия для создания социальной ситуации :
• Обеспечение эмоционального благополучия детей.
• Поддержка индивидуальности и инициативы детей.
• Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.
• Построение вариативного развивающего образования.
• Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка.
Базовыми характеристиками успешной социализации ребёнка являются :
• Компетентность;
• Способность к инициативности;
• Креативность;
• Произвольность психических процессов и поведения в целом;
• Ответственность;
• Самостоятельность;
• Безопасность;
• Развитое самосознание;
• Свобода поведения;
• Способность к адекватной самооценке.
Социальное развитие дошкольника это социально-эмоциональное развитие.
Оно предполагает решение социальных проблемных ситуаций и усвоение способов жить среди людей.
Для полноценного развития социально-культурной личности, дошкольнику необходимы такие социальные умения как :
* Умение устанавливать и поддерживать контакты;
* Умение кооперироваться и сотрудничать;
* Умение избегать конфликтных ситуаций;
* Умение осознанно воспринимать свои собственные эмоции;
* Умение понимать эмоциональное состояние других людей.
Формы музыкальной деятельности в детском саду для реализации социальных умений дошкольников :
* Музыкальные занятия;
* Праздники, развлечения, досуги;
* Самостоятельная музыкальная деятельность;
* Совместная музыкальная деятельность с педагогом.
Взаимодействие дошкольников и родителей в детском саду может реализовываться через такие формы музыкальной деятельности как :
• Музыкальные занятия;
• Концерты;
• Праздники, развлечения;
• Спортивные мероприятия;
• Театры;
• КВН;
• Конкурсы, выставки;
• Экскурсии.
Музыкальная деятельность дошкольников может взаимодействовать с такими социокультурными организациями как :
• Средние образовательные школы;
• Детские школы искусств;
• Воскресные школы;
• Детские библиотеки;
• Физкультурно-оздоровительные комплексы;
• Учреждения культуры;
• Детские сады.
Непосредственное педагогическое сотрудничество и взаимодействие педагогов детского сада и музыкального руководителя происходит с:
* Педагогами средних образовательных школ;
* Преподавателями детских школ искусств;
* Духовными наставниками воскресных школ;
* Библиотекарями детских библиотек;
* Тренерами-инструкторами по физической культуре и спорту;
* Руководителями студий и кружков;
* Воспитателями, музыкальными руководителями.
Формы взаимодействия дошкольников с социумом :
• Познавательные беседы;
• Концерты;
• Мастер-классы;
• Выставки;
• Соревнования;
• Экскурсии;
• Праздники;
• Игровые программы;
• Конкурсы;
• Представления.