Мария Селемонавичюс
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд. 1. Здравствуйте уважаемые коллеги, я представляю детский сад «Аленушка», зовут меня Салина Мария Александровна, хочу поделиться с вами своим опытом работы по теме: Развитие познавательно -исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Слайд. 2. Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Слайд. 3. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В работе с дошкольниками используются познавательные задачи. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников я использую комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Опыты – словно фокусы, а для детей – это чудо. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Слайд. 4. Одним из условий решения задач опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности.
В нашей группе мы создали уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Лаборатория реализует следующие типы экспериментов:
1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2. Коллекционирование (камни, гербарий.)
Для реализации заявленных экспериментов в детской научной лаборатории определено место
• для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);
• для приборов и хранения материалов (природного, "бросового");
• для проведения опытов;
• для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
В результате у ребенка формируется такие начально-ключевые компетентности как социализация (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом); коммуникация (проговаривание результатов опыта, наблюдений); информационная осведомленность (через опыты, наблюдения дети получают знания); деятельностная (идёт подборка материалов для опытов и последовательность их проведения).
Слайд5. Летом экспериментальную деятельность мы проводим на улице, ребята с помощью картинок с рисунками, на которых изображены материалы для опытов, сами выбирают какой эксперимент они хотят провести.
Слайд. 6. Опыт «Солнце дарит нам тепло и свет», целью эксперимента было дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света. В ходе эксперимента ребята убедились, что не все предметы одинаково быстро нагреваются, темные предметы нагреваются сильнее, чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.
Слайд. 7. Опыты «Песочная страна» и «Водяная мельница», целью первого опыта было выделить свойства песка, сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить. Задачей второго опыта было дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Слайд. 8. Работа по познавательной деятельности проводиться на экологической тропе «Чудесное рядом», там расположена площадка для детского экспериментирования на которой мы проводили опыт «Где вода?», задачей опыта было выявить, что песок и глина по разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Дети сделали вывод, что вся вода ушла в песок (частички не прилипают к друг другу, но стоит на поверхности глины (у глины частички ближе к друг другу, не пропускают воду).
Слайд. 9. Эксперимент «Воздух вокруг нас», в этом опыте моей задачей было показать детям что воздух существует в окружающем пространстве, и выявить его свойство невидимость.
Слайд. 10. В рамках дня науки мы с детьми проводили развлечение с элементами экспериментирования «Праздник мыльных пузырей», целью которого было:
1. Научится делать самим мыльные пузыри.
2. Научиться пускать пузыри различными способами.
3. Создать праздничную атмосферу, доставить радость, хорошее настроение.
4. Вызвать желание детей экспериментировать, развивать своё воображение и фантазию.
Ребята сами научились готовить мыльные пузыри, узнали новые способы пускания мыльных пузырей.
Слайд. 11. В рамках проведения открытого занятия «Что умеет ветер» по окружающему миру, мною была разработана дидактическая игра «Волшебные полянки», по условиям игры ребята оказались на двух волшебных полянках с ветреной и безветренной погодой, ребятам раздавались карточки с изображением погодных условий, и дети самостоятельно выбирали к какой полянке подходят данные иллюстрации.
Слайд. 12. К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Помимо имеющейся опытно-экспериментальной площадки «Ветерок», расположенной на территории нашего учреждения, с целью обеспечения максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, был реализован проект по созданию мини-музея «У природы нет плохой погоды», который был оформлен и пополнен силами родителей: словесными и иллюстративными материалами, обеспечивая еще более углубленные знания детей о природных явлениях, «народных» прогнозах погоды, о «живых барометрах». Представлены макеты «Использование силы ветра человеком», самостоятельные приборы помощники: дождемеры, барометры, ловушки для ветра и т. п.
Слайд. 13. Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников с соответствие с ФГОС.