МААМ-картинки

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Наташа Краснова
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ни для кого не секрет, что ранний возраст – ответственный в развитии человека, когда происходит закладка его личности.

Л. С. Выготский, советский психолог, связавший психологию с педагогикой, а также выделивший культурно-историческую теорию в психологии считал, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый – ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка. Поэтому в качестве решающего фактора формирования у ребенка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ними, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.

Публикация «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте развиваются элементы всех познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, но они носят репродуктивные образы-представления об изветных объектах или событиях, не вопринимаемых в данной ситуации, причем эти образы в основном статичные.

Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребенка он может приобрести «психологические ценности», которые будут с ним всю последующую жизнь. Поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, форсировать его «взросление». Следует подчеркнуть, что развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребенка. В периодизации Д. Б. Эльконина выделяются несколько видов деятельности. Возрасту от 1 года до 2 лет соответствуют такие виды деятельности, как:

– предметно-орудийная (12-18 мес.);

– отобразительная игра (18-24 мес.).

Именно на эти виды деятельности мы опираемся, стимулируя развитие ребенка 1-2 лет. Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до 2-х лет – предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение какого – либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

На базе нашего центра наряду с другими видами деятельности (изо, лепкой и др.) малыш получает музыкальное развитие. Мы стараемся организовать музыкальное воспитание таким образом, чтобы учитывались возрастные особенности детей, эмоциональное состояние малыша.

Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с первого и второго года жизни. Задачи музыкального воспитания на этом этапе следующие:

1) вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;

2) дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;

3) привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучания различных детских музыкальных инструментов и игрушек, мерлитона, губной гармошки. Занятия с использованием фортепиано начинаются лишь с третьего года жизни.

Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей на музыкальных занятиях тесно связано с их радостными переживаниями и обусловлено игровыми приемами воспитательных воздействий. Чем интереснее, разнообразнее и радостней содержание музыкального материала занятий, тем более они способствуют проявлению голосовых, двигательных активных реакций ребенка (эмоциональные возгласы, общее оживление, ритмичный говорок, улыбка, попытки произвести те или иные, связанные со звуками

Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную или веселую мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали или радости с первых тактов. Музыка помогает им освоить мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Ранее у себя в учреждении мы использовали традиционные формы музыкальной деятельности - музыкальное занятие, в ходе которого осуществлялось систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей у ребенка. На сегодняшний день мы пришли к выводу, что взаимодействие музыки и изобразительного искусства обогащает детей яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей.

Начиная с третьего года жизни мы предлагаем детям рисование во время слушания музыки.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда является подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты с большими листами бумаги и разноцветной гуашью, создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети слушают музыку и воплощают ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

Ребята передают настроение музыки и свои впечатления от нее цветовыми пятнами, переходами цветов и оттенков, насыщенностью и прозрачностью цветового колорита.

Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов малыши постепенно переходят к более светлым, ярким тонам, что позволяет снимать внутреннее напряжение неконтактных детей и сосредоточить, уравновесить их состояние.

Отмечается благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты» Л. Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утро» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грезы» П. Чайковского, «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев» из балета П. Чайковского «Щелкунчик», а также произведений Моцарта и Равеля.

У нас одно из перспективных направлений оздоровительной работы является – музыкотерапия.

Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм.

Музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Мы практикуем музыку для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения. Для приятного погружения в дневной сон используем благотворное влияние классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Особое внимание мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

Зайчата.

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках,

Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем.

Глазки открываем, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся,

И уже совсем проснемся!

Музыка для детей и их свободной деятельности.

Классика:

И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".

И. С. Бах. "Шутка".

И. Брамс. "Вальс".

А. Вивальди "Времена года".

Й. Гайдн. "Серенада".

Д. Кабалевский "Клоуны".

Д. Кабалевский "Петя и волк".

В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада".

В. А. Моцарт "Турецкое рондо".

И. Штраус "Полька "Трик-трак".

Детские песни:

"Антошка" В. Шаинский

"Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин

"Будьте добры" А. Санин

"Веселые путешественники" М. Старокадомский

"Все мы делим пополам" В. Шаинский

"Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин

"Если добрый ты" Б. Савельев

"Лучики надежды и добра" Е. Войтенко

"Настоящий друг" Б. Савельев

"Песенка о волшебниках" Г. Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна:

Л. Боккерини "Менуэт".

Э. Григ "Утро".

А. Дворжак "Славянский танец".

Ф. Лист "Утешения".

Ф. Мендельсон "Песня без слов".

В. Моцарт "Сонаты".

И, конечно, самый любимый вид деятельности наших детей – это праздник! С каким нетерпением ждут его дети! Они готовятся к нему: учат стихи, песни, танцы, игры, музицируют на детских музыкальных инструментах. И вот он, долгожданный, наступил – искристый и радостный, полный удивительных чудес, волшебных красок и звонкого смеха.

Дети становятся главными действующими лицами и, оказавшись в центре сказочного сюжета, радуются, сопереживают, активно «борются со злом», добиваясь победы добра, получая, таким образом, не только эмоциональный, но и нравственный заряд.

Счастливые от восторга глаза детей – лучшая награда нам – педагогам!

Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ею – это в наших силах.

Публикации по теме:

«Гордость моей семьи — гордость моей страны». Проект для детей старшего возраста детского сада Информационная карта проекта Творческое название проекта «Гордость моей семьи- гордость моей страны» Цель: Формирование основ российской.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Моей мамы нет дороже, моей мамы нет родней» Беседа на тему: (для детей старшего дошкольного возраста) Воспитатель МДОАУ д/с «Ёлочка» Ягафарова Н. А. 2016г. Беседа.

Дидактическая игра «Кто где живет»Дидактическая игра «Кто где живет» Цель :познакомить детей с дикими и домашними животными, кто где живет. Развивать память, мышление, воображение мелкую моторику рук. МАТЕРИАЛ.

Дидактическая игра «Кто где живет?»Дидактическая игра «Кто где живет?» Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное. Задачи: Образовательные:.

Игра «Кто в теремочке живет?» Цель: формировать у детей умения взаимодействовать с педагогом и со сверстниками, умения различать животных. Данная игра рассчитана для.

Музыкальное тематическое занятие «Где живет музыка?» для детей подготовительной группы Цель занятия: -разбудить в ребёнке способность исследовать окружающий мир в звуках. Воспитательно-образовательные задачи: -научить классифицировать.

Проект «Музыка и музыкальные инструменты в моей семье» Актуальность:Родители и дети очень редко музицируют с детьми,даже если в доме есть музыкальные инструменты,а если их нет-даже не задумываются.

Проект «Музыка и музыкальные инструменты в моей семье» завершен У нас в нашем небольшом детском саду (малокомплектном-2 группы) в рамках "Недели музыки" прошел проект "Музыка и музыкальные инструменты.

Эссе «Музыка в моей жизни» Ирина Карпова Эссе "Музыка в моей жизни" В красоте музыкальности, Как в недвижной зеркальности, Я нашел очертания снов… (К. Бальмонт).

Занятие «Кто у бабушки живет» ТЕМА: Кто у бабушки живет?» Цель: активизировать речь детей. Стимулировать проговаривание потешек. Учить передавать мимикой, жестами, движениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 10:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наташа Краснова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД