Ирина Козурова
Консультация для воспитателей «Музыка в жизни детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка и движение оказывает огромное воздействие на детей с нарушением речи.
Использование музыки в лечебных целях (музыкотерапия) имеет тысячелетнюю историю. Уже в литературных и религиозных текстах Древнего Востока и Индии упоминается о лечении при помощи священных песнопений. Авиценна рекомендовал слушать музыку страдающим от недугов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыка в жизни детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В конце ХIХ века начался этап экспериминтально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у человека изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снимается артериальное давление. Во время слушания музыки у пациента меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
В то же время движения издавна использовались и в качестве лечебного и профилактического средства. В начале ХIХ века сформировалось направление медицины – лечебная физкультура. Позже в науке появляется специальный термин – кинезитерапия (лечение движением). Кинезетерапия предполагает использование всех форм и видов движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека для лечения различных заболеваний. Принципы кинезетерапии лежат в основе лечебной ритмики, одним из более узких разделов которой является логоритмика.
Итак, логопедическая ритмика стоит на трех китах – это движение, музыка, речь. Сочетание этих трех видов деятельности способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико – фонематического нарушения речи (нарушение произношения ряда звуков родного языка) до тяжелых речевых дефектов, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка сразу всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики, заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) и алалия (отсутствие речи).
Соответственно, музыкальные занятия, которые по своей структуре состоят из различных видов музыкально –ритмических движений, слушания музыки, пения, на ряду с другими развивающими целями и задачами выполняют коррекционную функцию в развитии и становлении речи у детей.
В ходе занятий эти задачи решаются по двум направлениям:
- развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти;
- развитие речи : развитие дыхания, голоса; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи и движения; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Развитие неречевых процессов.
1. Ходьба и маршировка – формируется координация движений рук и ног, воспитываются навыки движения в указанном направлении: по одному, парами с соблюдением расстояния между идущими. Дети учатся ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия правостороннего и левостороннего движения, развивают глазомер.
2. Развитие мышечного тонуса – учатся расслаблять и напрягать определенные группы мышц (элементы релаксации).Упражнения проводятся в игровой форме и сопровождаются речевой командой или музыкой соответствующего характера (громкой в момент напряжения и тихой – в момент релаксации). Н-р: «Качели» - поочередные махи руками вперед-назад через низ.
Есть качели на лугу –вверх, вниз!
Вверх – вниз!
Я качаться побегу – вверх – вниз!
Вверх – вниз!
3. Развитие внимания и памяти.
4. Развитие чувства музыкального размера (метра).
5. Развитие чувства музыкального темпа.
6. Развитие чувства музыкального ритма.
7. Игра на муз. инструментах.
8. Музыкальные подвижные игры.
9. Пальчиковые игры.
10. Слушание музыки.
Развитие речи и коррекция речевых нарушений.
1. Развитие дыхания.
2. Развитие голоса.
3. Темп речи
4. Пение.
5. Речь с движением.
6. Артикуляция.