Елена Плешкова
Консультация для педагогов ДОУ всех возрастных групп «Музыка в повседневной жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления педагогов о самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе даёт представление о том объёме навыков, умений и знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Роль воспитателя – побуждать детей применять эти навыки и умения уже в повседневной жизни детского сада. А самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно – развивающей среды. Другими словами, большое значение имеет музыкальный уголок в группе. Я просила вас принести с собой различные музыкальные игры, и инструменты из музыкального уголка. И сейчас я прошу вас поделиться своим мнением о том, что развивает у детей та или иная игра, какие навыки они приобретают, взяв в руки эту игрушку или музыкальный инструмент.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ всех возрастных групп „Музыка в повседневной жизни дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
ВОСПИТАТЕЛИ ДЕЛЯТСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ.
Важно, чтобы музыкальный уголок находился в легкодоступном для детей месте, кроме того, он должен быть, по возможности, изолирован, так как самостоятельная музыкальная деятельность требует сосредоточения слухового внимания. Пособия предметно – развивающей среды должны быть эстетичны, приятны глазу и просты в обращении.
В музыкальный уголок помещаются не только детские музыкальные инструменты, купленные в магазине, но и инструменты, изготовленные из бросового материала (с помощью родителей, также дидактические игры (по возрасту, иллюстрации музыкальных инструментов, картинки поющих, танцующих и играющих на инструментах животных или детей, звучащие игрушки (неваляшки, графическое пособие «Эмоции». Также в музыкальном уголке должны быть атрибуты к подвижным музыкальным играм и танцевальному творчеству (шапочки, султанчики, платочки, ленточки на палочках и т. д.).
От компетентности взрослого, его заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли предметная среда развивающей, сможет, а главное захочет ли ребёнок её освоить в своей самостоятельной деятельности.
Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:
1. Игра на детских музыкальных инструментах.Дети очень любят играть на металлофоне, бубне, барабане, ложках и других инструментах, они могут исполнять ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают свои мелодии, проявляя творчество. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр». Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
2.Одной из наиболее ярких форм самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами могут создавать условия, необходимые для данной игры. В сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям.
В этом виде музыкальной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать, но для начала воспитатель должен закрепить слова игры, для того чтобы дети уверенно себя чувствовали в свободной деятельности.
3. Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности должны быть понятны и доступны детскому восприятию. Хорошо, если это будут игры, используемые на музыкальных занятиях: «Угадай, на чём играю?», «Птичка - птенчики», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке», «Любим мы играть в оркестр» и т. д.
4.Большое удовольствие детям доставляет поэтическое музицирование. Здесь, безусловно, нужно полное участие педагога для прочтения стихотворения (важно подобрать правильное стихотворение). Такая игра развивает ритмический, тембровый слух, формирует ассоциативное мышление, создаёт атмосферу радости и удовольствия от процесса игры.
РАЗДАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ, РАСПРЕДЕЛИТЬ РОЛИ
стихотворение Ахмерова А. С.
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Барабан)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер,
Зашумел в листве, в саду: (Маракасы)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Ложки)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Трещотка)
Гром ударил ещё раз : (Барабан)
И затихло всё тот час.
Таким образом, роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ФОНОВОЙ МУЗЫКИ
Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. Один из вариантов использования музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом». Детям не даётся установка на осознанное восприятие, как на музыкальных занятиях, музыка просто звучит в свободной деятельности.
Тем самым фоновая музыка решает многие задачи образовательно – воспитательного процесса:
1. Создаёт благоприятный эмоциональный фон, устраняет нервное напряжение, сохраняя, таким образом, здоровье детей.
2. Развивает воображение в процессе творческой деятельности.
3. Активизируется мыслительная деятельность, повышается качество усвоения знаний.
4. Переключается внимание во время изучения трудного учебного материала, таким образом, происходит предупреждение усталости и утомления.
Также звучание музыки фоном должно включаться в режимные моменты (прием детей утром, подготовка ко сну, подъем и т. д., тем самым мы создаём эмоционально – комфортный климат в группе.
День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.
Спасибо за внимание!