Папки-передвижки

Консультация «Развитие воображения у детей с нарушениями речи»

Наталья Чигирева
Консультация «Развитие воображения у детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

К вопросу о развитии воображения у детей с нарушением речи.

Чигирёва Наталья Александровна, учитель - логопед

г. Каменск - Уральский

Интерес к проблеме развития воображения как психического процесса человека возник еще сравнительно недавно на рубеже XIX- XX вв. К этому времени уже были установлены первые попытки экспериментального исследования функции воображения, об этом утверждали С. Д. Владычко, В. Вундт. Со стечением некоторого времени аспекты изучения этой проблемы все больше расширяются. И уже в дальнейшем отечественными психологами такими, как Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейном и многими другими были выявлены психологические характеристики основных возрастных периодов развития ребенка, которые формируются в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности. «Развитие новообразования в стабильном возрасте характеризуется как исходный момент для всех динамических изменений», - отмечал Л. С. Выготский[1, с. 96]. В связи с этим, изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей является главным источником к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, включая воображения.

Публикация «Консультация „Развитие воображения у детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

Согласно периодизации психического развития, которую предложил Л. С. Выготский, воображение – это центральное психологическое новообразование дошкольника. Говоря о том, что у ребенка воображение более развито, чем у взрослых, некоторые ученые рассматривают воображение в качестве источника присущих дошкольнику видов деятельности. Критикуя эту позицию, B.C. Мухина[3, с. 89] говорит, что развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, конструктивной и изобразительной деятельностью.

Некоторые ученые выделяют этапы в развитии воображения :

1. 2,5 – 3 года. В этом возрасте воображение разделено на познавательное и аффективное. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета и его направленность на овладение новыми действиями и предметами. А с другой стороны это влияние своего личного "Я", переживание своей отделенности от окружающего мира[3, с. 78]. Познавательное воображение проявляется в том, что ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему предметные действия (кормление детей, укладывание их спать, а аффективное воображение – это проигрывание ребенком своего переживания. Именно этот вид воображения связан с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, источник негативных переживаний не осознается ребенком и это ведет к выражению своих отрицательных переживаний. Вначале эти символы заимствуются детьми (Баба Яга, Змей Горыныч и т. д., а затем создаются самостоятельно (черный цветок или зубастый самолет).

2. 4 - 5 лет. Ребенок на данном этапе нацелен на усвоение социальных норм, а также правил и образов деятельности. Взрослые ведут его обучение и воспитание всегда через образы, которым ребенок должен следовать. При этом уровень творческого воображения снижается. У здоровых детей часто едет снижение частоты возникновения устойчивых страхов, и аффективное воображение ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Позитивное воображение связано с бурным развитием ролевой игры, рисования и конструирования.

В процессе воображения включается и планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок сам планирует свои действия пошагово. Такая возможность ступенчатого планирования дает детям стремление к направленному словесному творчеству, когда ребенок сочиняет сказки называя события одно за другим.

3. 6 - 7 лет. Ребенок уже усваивает, основные образы поведения и деятельности получая свободу в оперировании ими. Он способен отходить от усвоенных стандартов и комбинировать их. Аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. В случае сложного конфликта с реальностью дети часто обращаются к замещаемому воображению. Творчество ребенка носит проективный характер и символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает некоторые изменения. Дети в своих произведениях передают переработанные впечатления, а также начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможность выбора таких приемов связана с тем, как происходило обучение ребенка.

Все три этапа развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в нормальных естественных условиях реализуются, но, к сожалению, малым количеством детей.

Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах неточны и неполны, практический опыт недостаточно закреплен и обобщен в слове, вследствие этого происходит запаздывание формирования понятий.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей не только наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, а также отмечается быстрая истощаемость воображения. Рисунки отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу и затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

В связи с трудностями, которые возникают у детей с нарушением речи в процессе создания новых образов, в игре они отдают предпочтения бытовой тематике, нередко их игры носят стереотипный характер, а сюжеты мало обогащаются. Замысел игры нестойкий, и она распадается. Возможности общения между собой ограничены. Детям недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта, плохо понимают переносное значение слов и метафор.

Дети с нарушением речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку или смешной стишок. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, проявляется неуверенность в себе.

В. П. Глухов [2, с. 54], занимаясь исследованием воображения у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, выявил их низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяя собственные рисунки или совсем отклоняются от задания. Для них свойственно использование штампов, длительные перерывы в работе и утомляемость. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов таких детей. Несмотря на эти трудности, экспериментальные данные говорят о состоянии воображения детей с общим недоразвитием речи. У детей бедный словарный запас, это снижает и показатели беглости, и гибкости воображения. Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей гораздо ниже, чем у здоровых.

По данным О. М. Дьяченко[2, с. 170], познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. Так у детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного.

Таким образом, можно сказать, что подход к изучению воображения позволяет выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а также возможность перенесения логики его развития на все виды и формы деятельности.

Литература:

1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии - 1988, № 6 .

2. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : «Академия», 2007.

3. Мухина В. С. Детская психология/ под ред. Венгера Л. А. - М - 1985.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей «Развитие фантазии и воображения у ребенка» Развитие фантазии и воображения у ребенка. Воображение и фантазия - этовиды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из.

Консультация для родителей «Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста» Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Воображение необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать,.

Консультация для воспитателей «Обучение чтению детей с нарушениями речи» Чтение — это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество.

Развитие просодики у детей с нарушениями речи Для решения коррекционных задач отлично подходит такая детская деятельность, как театрализация. В этой работе особенное значение имеет развитие.

Развитие речи посредством воображения (методические рекомендации) В повседневной работе с детьми мы обратили внимание на то, что они испытывают определенные трудности при пересказе художественных произведений.

Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством образовательной технологии «путешествие по карте» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными.

Развитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речиРазвитие высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развиваются.

Консультация «Развитие воображения у дошкольников» Существует очень мудрая фраза: "Без воображения нет соображения". Многие учёные высказывали своё мнение, что воображение, порой, важнее.

Консультация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста» Способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач называется творчеством. Одной из ключевых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие воображения у детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 10 сентября 2019 в 19:49
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие воображения у детей с нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чигирева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД