Наталья Чигирева
Консультация «Развитие воображения у детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
К вопросу о развитии воображения у детей с нарушением речи.
Чигирёва Наталья Александровна, учитель - логопед
г. Каменск - Уральский
Интерес к проблеме развития воображения как психического процесса человека возник еще сравнительно недавно на рубеже XIX- XX вв. К этому времени уже были установлены первые попытки экспериментального исследования функции воображения, об этом утверждали С. Д. Владычко, В. Вундт. Со стечением некоторого времени аспекты изучения этой проблемы все больше расширяются. И уже в дальнейшем отечественными психологами такими, как Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейном и многими другими были выявлены психологические характеристики основных возрастных периодов развития ребенка, которые формируются в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности. «Развитие новообразования в стабильном возрасте характеризуется как исходный момент для всех динамических изменений», - отмечал Л. С. Выготский[1, с. 96]. В связи с этим, изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей является главным источником к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, включая воображения.
Публикация «Консультация „Развитие воображения у детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Согласно периодизации психического развития, которую предложил Л. С. Выготский, воображение – это центральное психологическое новообразование дошкольника. Говоря о том, что у ребенка воображение более развито, чем у взрослых, некоторые ученые рассматривают воображение в качестве источника присущих дошкольнику видов деятельности. Критикуя эту позицию, B.C. Мухина[3, с. 89] говорит, что развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, конструктивной и изобразительной деятельностью.
Некоторые ученые выделяют этапы в развитии воображения :
1. 2,5 – 3 года. В этом возрасте воображение разделено на познавательное и аффективное. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета и его направленность на овладение новыми действиями и предметами. А с другой стороны это влияние своего личного "Я", переживание своей отделенности от окружающего мира[3, с. 78]. Познавательное воображение проявляется в том, что ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему предметные действия (кормление детей, укладывание их спать, а аффективное воображение – это проигрывание ребенком своего переживания. Именно этот вид воображения связан с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, источник негативных переживаний не осознается ребенком и это ведет к выражению своих отрицательных переживаний. Вначале эти символы заимствуются детьми (Баба Яга, Змей Горыныч и т. д., а затем создаются самостоятельно (черный цветок или зубастый самолет).
2. 4 - 5 лет. Ребенок на данном этапе нацелен на усвоение социальных норм, а также правил и образов деятельности. Взрослые ведут его обучение и воспитание всегда через образы, которым ребенок должен следовать. При этом уровень творческого воображения снижается. У здоровых детей часто едет снижение частоты возникновения устойчивых страхов, и аффективное воображение ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Позитивное воображение связано с бурным развитием ролевой игры, рисования и конструирования.
В процессе воображения включается и планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок сам планирует свои действия пошагово. Такая возможность ступенчатого планирования дает детям стремление к направленному словесному творчеству, когда ребенок сочиняет сказки называя события одно за другим.
3. 6 - 7 лет. Ребенок уже усваивает, основные образы поведения и деятельности получая свободу в оперировании ими. Он способен отходить от усвоенных стандартов и комбинировать их. Аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. В случае сложного конфликта с реальностью дети часто обращаются к замещаемому воображению. Творчество ребенка носит проективный характер и символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает некоторые изменения. Дети в своих произведениях передают переработанные впечатления, а также начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможность выбора таких приемов связана с тем, как происходило обучение ребенка.
Все три этапа развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в нормальных естественных условиях реализуются, но, к сожалению, малым количеством детей.
Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах неточны и неполны, практический опыт недостаточно закреплен и обобщен в слове, вследствие этого происходит запаздывание формирования понятий.
При изучении формирования изобразительной деятельности у детей не только наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, а также отмечается быстрая истощаемость воображения. Рисунки отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу и затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.
В связи с трудностями, которые возникают у детей с нарушением речи в процессе создания новых образов, в игре они отдают предпочтения бытовой тематике, нередко их игры носят стереотипный характер, а сюжеты мало обогащаются. Замысел игры нестойкий, и она распадается. Возможности общения между собой ограничены. Детям недоступны творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта, плохо понимают переносное значение слов и метафор.
Дети с нарушением речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку или смешной стишок. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, проявляется неуверенность в себе.
В. П. Глухов [2, с. 54], занимаясь исследованием воображения у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, выявил их низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяя собственные рисунки или совсем отклоняются от задания. Для них свойственно использование штампов, длительные перерывы в работе и утомляемость. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса.
Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов таких детей. Несмотря на эти трудности, экспериментальные данные говорят о состоянии воображения детей с общим недоразвитием речи. У детей бедный словарный запас, это снижает и показатели беглости, и гибкости воображения. Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей гораздо ниже, чем у здоровых.
По данным О. М. Дьяченко[2, с. 170], познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. Так у детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного.
Таким образом, можно сказать, что подход к изучению воображения позволяет выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а также возможность перенесения логики его развития на все виды и формы деятельности.
Литература:
1. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников // Вопросы психологии - 1988, № 6 .
2. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : «Академия», 2007.
3. Мухина В. С. Детская психология/ под ред. Венгера Л. А. - М - 1985.