Спожакина Наталия Геннадиевна
Разработка рекомендаций по развитию речи детей третьего года жизни для родителей и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Спожакина Наталия Геннадиевна
МБДОУ детский сад №46 «Вишенка»
Рекомендации для воспитателей :
1. Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих – умение понимать будущее, прошедшее, понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.
2. Совершенствовать активную речь детей – обогащать словарь, учить говорить предложения, пользуясь всеми частями речи, совершенствовать грамматический строй речи, улучшать ее произношение и эмоциональную выразительность.
Публикация «Разработка рекомендаций по развитию речи детей третьего года жизни для родителей и воспитателей» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Расширять пользование речью – уметь передать словами свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них, расширять поводы речевого общения со взрослыми и детьми.
4. Расширять ориентировку в окружающем.
5. Развивать способность к обобщению, формировать у детей элементарные представления и понятия о явлениях природы, жизни животных, некоторых доступных пониманию детей явлениях общественной жизни, труде взрослых, времени, числе, пространственных отношениях, назначении предметов.
6. Улучшать восприятие речи и слуховое внимание – умение хорошо слушать, что говорит взрослый, прослушать небольшой рассказ, стихотворение, различать звуки.
7. Воспитывать навыки культурной речи – говорить
негромко, не спеша, совершенствовать произношение.
8. Развивать тонкую моторику с помощью проведения пальчиковой гимнастики. При её выполнении главное – это согласование ритма движений со стихотворным ритмом, а также нужно стараться вовлекать все пальчики, для выполнения упражнения как правой, так и левой рукой.
Для реализации этих рекомендаций воспитателям, прежде всего, необходимо использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, укладывания спать. Необходимо обогащать чувственный опыт детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Наблюдая совместно с детьми за какими-либо явлениями или действиями взрослых на прогулке, рассматривая картинки, показывая им что-то, разговаривая по поводу их игры, необходимо не только называть отдельные предметы и действия, но объяснять их, устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначение предметов.
Для развития обобщенного значения слов, формирования на основе речи понятий необходимо, одни и те же слова употреблять в различных сочетаниях и ситуациях. Например, вместо шаблонного ежедневно повторяемого предложения «Сейчас будем заниматься» можно сказать: «Сегодня мы будем лепить» или «Несите стулья, надо заниматься», «Сегодня будем заниматься рисованием». Вместо «Ешьте аккуратно» можно сказать: «Надо аккуратно кушать, чтобы фартучек был чистым». Необходимо говорить о том, что они могут чувственно воспринять, то есть что они видят, что можно показать в натуре, на картинке или на игрушках. В то же время можно и даже нужно говорить с детьми, рассказывать им о таких событиях, которые никогда ранее в таком сочетании не воспринимались, по отдельные элементы которых знакомы детям. Эффективность, использования упражнений пальчиковой гимнастики необходимо проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом.
Рекомендации для родителей :
1. Обращаясь к ребёнку следует говорить чётко и ясно, добиваться от него внятного произношения.
2. Необходимо больше разговаривать в быту, включать активную речь в предметные действия, сопровождать показ предметов и игрушек эмоционально насыщенным, увлекательным для ребёнка рассказом.
3. Рассказывать сказки, читать стихи, совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки.
4. Стимулировать стремление ребёнка заговорить, для чего давать поручения.
Для реализации этих рекомендаций родителям необходимо поощрять инициативные высказывания ребёнка (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку, внимательно его выслушать, отвечать, выполнять просьбу. В разговоре с ребенком родители должны точно и правильно называет предметы и игрушки, находящиеся в доме. Родители должны внимательно следить за речью и произношением звуков, исправлять ошибки. Очень важно поддерживать инициативное речевое обращение и по возможности превратить в разговор. Надо давать ребёнку постепенно усложняющиеся словесные поручения, например: «Попроси папу, чтобы он тебе помог достать книжку с полки, скажи: папа, достань, пожалуйста, книжку».
Для развития тонкой моторики необходимо использовать пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры и упражнения, которые оказывают благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Например: фольклорные пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания.
Таким образом, предложенные нами рекомендации, позволяют сделать процесс речевого развития детей третьего года жизни более эффективным.
Список используемой литературы.
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Развитие и воспитание детей третьего года жизни [Текст] / Н. М. Аксарина // Дошкольное воспитание. – 1985. - №8. – С. 15-19.
2. Волосова, Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : Изд. «Линка-Пресс», 1999. – 72с.
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст] / Под ред. В. Н. Аванесовой. – М. : Просвещение, 1982.
4. Галигузова, Л. Н. Как общаться с ребёнком? [Текст] / Л. Н. Галигузова, С. Теплюк, Ю. Разенкова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – С. 16-19.
5. Голубева, Л. Г. Развитие и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Л. Г. Голубева. – М., 2002.
6. Детская психология: Учеб пособие [Текст] /Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. ; Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн. : Университетское, 1988. – 399с.
7. Диагностика психического развития детей от рождения до трё х лет: Методическое пособие для практических психологов [Текст] / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2005. – 144с.
8. Корнев, А. Развитие речи у детей 1,5-3 лет [Текст] / А. Корнев. – М., 2003.
9. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986.