Приложение МААМ

Проект «Музыка и здоровье дошкольников»

Архипова Наталья
Проект «Музыка и здоровье дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

2022, Мой проект

Выполнила: Выполнила музыкальный руководитель Архипова Наталья Васильевна

Музыка и ЗОЖ

Актуальность темы:

В последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья дошкольников. Педагоги дошкольных учреждений стали широко применять здоровьесберегающие технологии. Они направлены на улучшение общего физического состояния дошкольников, развитие и укрепление мышечного аппарата, улучшение деятельности нервной системы, улучшение их эмоционального состояния. Многие учёные (С. П. Боткин, Ф. Маман, И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. В. Хелзинг и др.) доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние. Музыкотерапию Минздрав РФ прознало официально методом лечения в 2003 году. Это значит, цель педагогов – музыкантов состоит в формировании у дошкольников осознанного выбора музыки для восприятия и для звуковой среды в целом.

Публикация «Проект „Музыка и здоровье дошкольников“» размещена в разделах

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей группы, родители.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Цель: Создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию певческих и музыкально – ритмических способностей с целью укрепления психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста в процессе постановки театрально - музыкальной сказки «Айболит»

Задачи: 1. Развивать музыкально - творческие способности дошкольников 2. Формировать положительное эмоциональное отношение к ценности здоровья;

3. Вызвать положительные эмоции у детей посредством музыкально – театрализованной деятельности;

4. Воспитывать умения выражать чувства;

4. Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность

Планируемые результаты

Обобщение и расширение педагогического опыта по созданию педагогических условий, способствующих укреплению здоровья дошкольников при использовании возможностей музыкального искусства (по теории В. И. Петрушина);

- развитие навыков хорового пения, певческого дыхания, навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов А. И. Попова, В. В. Емельянова (метод развития голоса, развития дыхания (А. Н. Стрельниковой) музыкального аутотренинга (по методу М. А. Давыдовой) восприятия и творческого воображения (по теории Б М. Теплова и Н. А. Ветлугиной);

- повышение самостоятельности и уверенности в себе;

- улучшить состояние психического и физического здоровья.

Приёмы и методы организации проекта

В работе над проектом необходимо соединить музыкальную деятельность с оздоровительными технологиями. С этой целью необходимо применение различных методов:

-Практические (упражнения, динамические паузы, голосовые и подвижные игры);

-Словесные и голосовые (рассказы, объяснение, беседы) и звуковые (звук инструмента, голоса слушание музыки В. А. Моцарта);

-Наглядные (иллюстративный материал, просмотр мультфильма);

-Методы стимулирования и мотивации (положительные оценки, похвала, поощрение);

-Методы укрепления и охраны здоровья (музыкальный аутотренинг под музыку В. А. Моцарта и композиторов классиков, психогимнастические игры, мелодизация образов, артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения)

База исследования.

МБДОУ детский сад 72 г. Ульяновск

Теоретическая часть проекта

Синтез различных видов музыкальной деятельности дошкольников должен включать различные виды здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление эмоционального и физического здоровья

Слушание: Пение:

1. Музыкотерапия 1. Вокализ и исполнение песен

2. «Эффект Моцарта» 2. Дикционные упражнения

3. Сказкотерапия 3. Артикуляционная гимнастика

Музыкальноритмические упражнения: Игровое творчество:

1. Ритмические игры 1. Музыкальные игры

2. Мелодизация образов 2. Пальчиковая гимнастика

Релаксация:

1. Психогимнастические упражнения

2. Музыкальный аутотренинг

Методологическая основа проекта

строится на теории педагога –музыканта В. И. Петрушиной «Музыкально – рациональная терапия» и программы «Музыка здоровья» Анисимовой М. В.

Все органы и системы начинают активно функционировать, когда ребёнок поёт, танцует, занимается творческой деятельностью. Слушание музыки – эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – биохимических веществ, помогающих справляться с болью, стрессом, регулирует дыхание.

Звуковые колебания стимулируют нервы внутреннего уха, где они преобразуются в нервные импульсы и попадают в мозг. Он отдаёт приказ гормональной системе, регулирующей работу всего организма. Вибрации гармоничных звуков активизируют механизмы высшей нервной деятельности, вызывая вибрационные ответы в системах и органах. Гармоничные вибрации звуков приводят к скорейшему заживлению ран, нормализуют содержание сахара в крови, улучшают работу сердечно -сосудистой системы и щитовидной железы.

Сильное лечебное воздействие и коррекция эмоционального состояния происходит под воздействием музыки В. А. Моцарта. По мнению учёных А. Томатиса и Д. Кэмпбелла, «Эффект Моцарта» заключается в воздействии на звуковой регулятор, который нормализует жизненные ритмы человека: пульс, дыхание и моторику движений.

Слушание музыки оказывает лечебное и эмоциональное действие на организм.

Древнегреческие и древнеримскими философами считали, что с помощью музыки на души молодых людей можно оказывать соответствующее влияние. В России, начиная с 18 века М. Я. Мудров (врач Московского университета, И. Р. Тарханов (физиолог 19 век) использовали музыку в терапевтических целях. Педагог В. А Сухомлинский считал, что музыка является самым чудодейственным средством, которое выпрямляет душу человека, помогает почувствовать и преодолеть всё плохое в самом себе.

Слушание музыки оказывает лечебное и эмоциональное действие на организм.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, когда ребёнок слушает музыкальную сказку или перевоплощается в сказочный персонаж. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона и нормализует душевное состояние ребёнка.

Реализация проекта

На музыкальных занятиях познакомила ребят с музыкой симфонической сказки (1963) и балета «Доктор Айболит» (1947) Игоря Морозова, с М/ф «Добрый доктор Айболит» (режиссер Д. Черкасский) и песней

Г. Фиртича, с музыкальной сказкой

Михаила Мееровича «Доктор Айболит». Ребята посмотрели в записи советский кукольный м/ф «Айболит и Бармалей» (1973) Натальи Червинской.

Внимание сосредоточила на выполнении детьми дыхательных и вокальных, ритмических, фонопедических упражнений, речевых игр, включила в занятия, рекомендованные Анисимовой М. В. в программе «Музыка и здоровье» психогимнастические игры.

Стала активно включать методы на активизацию воображения и фантазии каждого ребёнка.

Соединение музыкальной деятельности и оздоровительных По мнению автора программы «Музыка здоровья» Анисимовой М. В., ритмотерапия, музыкально – ритмические упражнения («Полька сидя», «Ритмическое эхо»)

улучшают физическое и психическое состояние дошкольников

Видный отечественный ученый, психолог Г. С. Тарасов отмечает, что классические музыкальные произведения способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. На репетициях сказки «Айболит» ребята выполняли творческие упражнения, рекомендованные Анисимовой В. М. в качестве арт – терапии, («Мелодизация образов», «Звучащие жесты», «Зеркало»)под музыку В. А. Моцарта, Г. Свиридова, П. И. Чайковского. К. Сен – Санса. Музыка благотворно влияла на эмоциональное состояние дошкольников, возбудимые дети успокаивались,

У воспитанников поднималось настроение, активизировалась фантазия и мыслительные процессы, качество выполнения упражнений повышалось.

Музыка и здоровье

Зная, что пение, по мнению В. А. И. Попова и С. В. Шушурджана лечит, стала включать в репертуар песни оптимистичного, жизнерадостного характера «Айболит» м. Оскара Фельдмана. Вокал способствовал регулированию у дошкольников психовегетативных процессов, формированию оптимистического отношения к жизни и доставлял радость детям. Вокальные и дыхательные упражнения («Умывальная песенка») были направлены на улучшение функционирования сердечно - сосудистой системы. Во время пения большая нагрузка приходилась на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, в результате внутренние органы получали своего рода массаж. Голос у детей звучал чисто, звонко.

Физвокализ

Физвокализ – система вокальных упражнений А. И. Попова, направленная на увеличение объёма лёгких, нормализацию сердечно – сосудистой системы. Физвокализ нормализует физиологические и психофизиологические процессы в организме. Выполнение упражнений способствует развитию голоса и мышц., а вибрация голоса способствует хорошему самочувствию. Мы с ребятами учились долго тянуть звук «А», «И», «У» на ноте «до» первой октавы.

Фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова направлен на оздоровление голосового аппарата и улучшению психоэмоционального состояния ребёнка. (Упражнение «Сердитый гусь» - звук «Ш», Упражнение «ветер» звук «У-у», «Сон и слон» звук «ХР», «Машина» – звук «БР».

Музыкально – ритмические упражнения направлены на укрепление и сохранение осанки, развитие гибкости. Они помогают добиться эмоциональной разрядки и выполняют релаксационную функцию. Движения и танец снимают нервно – психическое напряжение. Танец, мимика, жест – древнейшие способы выражения чувств и переживаний.

Музыкально – ритмические упражнения направлены на укрепление и сохранение осанки, развитие гибкости. Они помогают добиться эмоциональной разрядки и выполняют релаксационную функцию. Движения и танец снимают нервно – психическое напряжение. Танец, мимика, жест – древнейшие способы выражения чувств и переживаний.

Музыкальные игры приобщают детей к музыке, способствуют системному развитию психических процессов у детей: восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления. В процессе работы над проектом мы играли в игры, где нужно было передать характер, образ, повадки зверей. Ребятам понравилась игра «Звероловы и звери». В ходе игры ребята передавали движениями и мимикой образ медведей, волков, зайцев. В музыкальной игре «Динозаврики» ребята учились выражать сочувствие поочерёдно к большому и маленькому динозаврику. Игра «Почта» сходная по сюжету с разыгрываемой сказкой побуждала ребят угадывать по характеру музыки, что происходит в городе (звери болеют, веселятся, танцуют, спят). Игра «Бармалей» способствовала развитию мимики и ловкости.

Музыкальные игры приобщают детей к музыке, способствуют системному развитию психических процессов у детей: восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти, мышления. В процессе работы над проектом мы играли в игры, где нужно было передать характер, образ, повадки зверей. Ребятам понравилась игра «Звероловы и звери». В ходе игры ребята передавали движениями и мимикой образ медведей, волков, зайцев. В музыкальной игре «Динозаврики» ребята учились выражать сочувствие поочерёдно к большому и маленькому динозаврику. Игра «Почта» сходная по сюжету с разыгрываемой сказкой побуждала ребят угадывать по характеру музыки, что происходит в городе (звери болеют, веселятся, танцуют, спят). Игра «Бармалей» способствовала развитию мимики и ловкости.

Музыкальный аутотренинг– эффективный приём самовыражения и метод корректировки эмоций М. А. Давыдовой.

Музыка помогала ребятам отрицательные эмоции перевести в положительные, поднять настроение. При выполнении упражнения «Весёлое, грустное» звучала музыка Г. Свиридова «Весна. Осень» и использовался куб настроений.

В игре «Улыбнись соседу» ребята слушали музыку И. С. Баха «Шутка», Р. Щедрина «Юмореска», выбирали картинку с соответствующей музыке эмоции.

В ходе работы над проектом мы совместно с психологом изучали эмоции, которые соответствовали разным фрагментам сюжета сказки «Айболит»

В ходе работы над проектом мы совместно с психологом изучали эмоции, которые соответствовали разным фрагментам сюжета сказки «Айболит»

Музыкальное сопровождение

к театрально–музыкальной сказке «Айболит»

1. Георгий Фиртич - Песня Мотылька

2. Алексеев. Полька Топотушки

3. Юрий Верижников «Африка»

4. Не боимся мы болота и шум ветра

5. «Африка» Георгий Фиртич

6. Пионерская песня - На зарядку становись

7. ДЕЛАЙТЕ, ДЕЛАЙТЕ ЗАРЯДКУ) krem’l-зарядка

8. Георгий Фиртич «Не ходите дети в Африку гулять»

9. ПЛЮС Айболит, Айболит у него душа болит

10. Михаил Меерович музыка к сказке «Айболит»

11. Александра Пахмутова - Доктор Айболит

12. Давид Черкасский Музыка к мюзиклу «Айболит» -Шакал_

13. Давид Черкасский Музыка к мюзиклу «Айболит» Зайчиха

14. Песня Руки Мыть Нужно Каждый День

15. слова Юрия Энтина, музыка Владимира Шаинского «ЧУНГА – ЧАНГА»

В ходе работы над проектом было выявлено, что эта музыка положительно влияет на ребят старшего дошкольного возраста.

Погружение в театрально – музыкальную сказку «АЙБОЛИТ» Постановка сказки «АЙБОЛИТ»

Интегрированная деятельность образовательных областей

Результативность педагогического опыта

Здоровьесберегающие технологии сильно подействовали на детей. Их лица стали выражать яркие эмоции.

Мы с ребятами определяли не только характер музыки, но и следили за своими эмоциями, настроением, самочувствием.

И наконец, итогом стала театрализованная деятельность – мы поставили сказку «АЙБОЛИТ», где дети с большим желанием исполняли роли сказочных музыкальных героев.

Здоровьесберегающие технологии сильно подействовали на детей. Их лица стали выражать яркие эмоции.

Мы с ребятами определяли не только характер музыки, но и следили за своими эмоциями, настроением, самочувствием.

И наконец, итогом стала театрализованная деятельность – мы поставили сказку «АЙБОЛИТ», где дети с большим желанием исполняли роли сказочных музыкальных героев.

Постановка сказки «Айболит» способствовала развитию эмоционально – чувственной сферы воспитанников. Ребята стали дисциплинированны, ответственны, дружелюбны, эмоционально – уравновешенны. Перестали пропускать садик без уважительной причины. Улучшились показатели сформированности музыкальных способностей, увеличилось количество ребят с высокими показателями музыкально – ритмических навыков.

Воспитанники научились петь на дыхании, допевая фразы до конца, чище стало интонирование мелодии, четче стала дикция в словах.

Воспитанники с удовольствием выполняют музыкально – ритмические движения, стали лучше чувствовать ритм, стали усидчивее и трудолюбивее. У ребят начали сформировываться навыки самовыражения и самообладания, научились управлять своими эмоциями.

Результаты наблюдений:

Помните, что музыка влияет музыка заставляет работать эмоции, даёт импульс к творчеству, развивает природные способности, улучшает эмоциональный фон, это приводит к гармонизации отношений с окружающими людьми, а также способствует общему оздоровлению детского организма.

Правильно подобранная музыка помогает педагогу за считанные минуты снять умственную усталость у дошкольников, взбодрить, раскрепостить, сконцентрировать внимание, повысить настроение, а также успокоить капризного ребёнка.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Годовой проект «Музыка и спорт» Годовой проект «Музыка и спорт»1. Актуальность проекта. Пояснительная записка. В связи с введением ФГОС ДО, принцип интеграции образовательных.

Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье»Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье» Конспект мастер-класса для педагогов на Городском семинаре «Музыка и здоровье» Музыкальный руководитель Вихарева Н. Н, МАДОУ «Золотая рыбка».

Консультация музыкального руководителя «Музыка и укрепление здоровья дошкольников» Вопрос – может ли музыкальный руководитель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье дошкольника? Конечно,.

Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка»Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка» .

Проект «Физкультура, спорт и здоровье» Визитная карточка проектаУчастники проекта: Дети средней группы № 2, воспитатели группы, инструктор по физической культуре, родители..

Проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Технологическая карта проекта Название проекта: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Актуальность: В настоящее время на фоне экологического.

Проект по здоровьесбережению «Здоровье малыша» Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников,.

Творческий проект «Музыка П. И. Чайковского «Детский альбом»» в старшей группе Творческий проект направлен на знакомство детей с музыкальными произведениями П. И. Чайковского и предоставляет дошкольникам отразить своё.

Эссе «Музыка — моя профессия, музыка — моя жизнь» Как я узнала о музыке? Музыкой я начала заниматься с 5 лет. С раннего возраста привыкала к сцене, наблюдала за выступлениями взрослых артистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музыка и здоровье дошкольников»
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 21:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Музыка и здоровье дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Архипова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД