Наталья Вихарева
Конспект мастер-класса для педагогов на городском семинаре «Музыка и здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса для педагогов на Городском семинаре «Музыка и здоровье»
Музыкальный руководитель Вихарева Н. Н, МАДОУ «Золотая рыбка» д/с №4
Лексическая тема «Осень»
Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской музыкальной деятельности. Представление системы музыкально - оздоровительной работы и используемых технологий.
Материал и оборудование: барабан, детские шумовые инструменты
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровье. Семинары, тренинги, деловые игры
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Большое панно с изображением дерева с корнями без листвы. Таблички с надписями: «Здоровье», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Осенние листья, пчелки на палочках; листья для дерева, красные плоды в виде четвертных нот для каждого участника, сделанные из картона
Ход
Музыкальный руководитель.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю мастер-класс на тему:
«Музыкально- оздоровительная работа в детском саду».
Ведь оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. А так как музыка, по словам В. М. Бехтерева, целитель здоровья, то я, как музыкальный руководитель, использую ее великую силу для оздоровления подрастающего поколения.
Уважаемые участники, сегодня мы с вами создадим образ, символизирующий единство музыки и здоровья при помощи интеграции четырех областей: социально- коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Здоровье для человека – это основа его жизни, так же как и для дерева корни являются его основой. (Табличка с надписью «Здоровье» крепится на корни дерева).
Как вы считаете, достаточно ли иметь крепкое здоровье, чтобы быть счастливым человеком? (Ответы участников.)
У человека много потребностей. Какие вы можете назвать. (Ответы участников.)
Несомненно все потребности важны. Но для человека, как для существа биосоциального, одной из главнейших потребностей является потребность в ОБЩЕНИИ. И если здоровье – это КОРНИ дерева, то общение можно представить в виде ствола, который в свою очередь является основой для множества веток – многообразных ситуаций в различных сферах нашей жизни, где умение общаться играет решающую роль. В содержании Программы этот аспект отражен в области: социально –коммуникативное развитие.
(На ствол крепится табличка с надписью «Социально- коммуникативное- развитие».)
Что является средством общения людей? (Язык, речь)
Для того, чтобы наша речь была красивой, плавной, мелодичной, необходимо развивать дыхание, дикцию, артикуляцию, чистоту интонирования.
Предлагаю вам музыкальное приветствие:
Эта валеологическая песенка-распевка поднимет настроение, подготовит голос к пению.
Валеологическая песенка-распевка «Доброе утро»
Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу).
Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны).
И сегодня весь день будет веселее (Хлопают в ладоши.)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (Выполняют движения по тексту.)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки! (Фонарики).
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! (Движения по тексту.)
А теперь похлопаем смелее, смелее (Хлопки)
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны.)
Музыкальный руководитель. А теперь я всем предлагаю совершить увлекательное путешествие в осенний лес. Упражнение «Осенние дорожки»
Музыкальный руководитель: Специальные упражнения дыхательной гимнастики тренируют правильные вдох и выдох.
Например, дыхательное упражнение «Звукоподражатель».
Шумит лес: ш-ш-ш… Жужжит пчела: ж-ж-ж…
Разделимся на две команды: одна с помощью осенних листьев озвучит шум леса,
другая, взяв в руки пчелок, изобразит жужжание этих насекомых.
Воспроизведем звуки природы после вдоха, на выдохе.
Шумит лес: ш-ш-ш. …Жужжит пчела: ж-ж-ж… (Выполнение упражнения.)
А теперь похвалим себя.
Упражнение «Обними плечи»
(вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»)
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю.
Носиком вдыхаю.
(Выполнение упражнения.)
Музыкальный руководитель. Артикуляционная гимнастика подготовит к правильному произнесению звуков. Так как хорошее настроение – путь к здоровью, выполним упражнение «Улыбочка-трубочка»: губы в улыбке, затем вытягиваются вперед трубочкой. (Выполнение упражнения.)
Музыкальный руководитель. Таким образом, продемонстрированные упражнения показали взаимосвязь музыки, здоровья и социально-коммуникативного развития.
Следующая область, раскрываемая содержанием Программы – познавательное развитие. Сейчас с помощью оздоровительного кругового массажа, который благотворно влияет на работу внутренних органов, будем знакомиться с музыкальной грамотой.
Круговой массаж «Филармония веселых ноток» (Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу)
Я мечтаю стать артистом (Круговые движения руками по спине по часовой стрелке)
Знаменитым пианистом.
Чтобы музыку играть, (Имитация игры на фортепиано)
Буду ноты изучать.
Нарисую нотный стан, (Проводят линии по спине)
Непохожий на орган.
На спине танцует луч – (Рисуют скрипичный ключ на спине)
Это мой скрипичный ключ.
С ним изучим без забот
Семь веселых звонких нот!
Чтобы их запоминать, (Мнут верхний плечевой пояс)
Надо спинку нам помять.
Села утка на гнездо. (Пощипывание спины)
Это будет нота ДО.
Спит собачка во дворе. (Поглаживание спины)
Это будет нота РЕ.
Кошку с дерева сними. (Массаж головы)
Это будет нота МИ.
По спине бежит дрофа. (Перебирание пальцами по спине)
Это будет нота ФА.
А в шкафу летает моль. (Похлопывание по спине)
Это будет нота СОЛЬ.
В небе вижу журавля. (Разводы двумя руками снизу вверх по спине)
Это будет нота ЛЯ.
В море блещут караси. (Волнообразные движения руками по спине)
Это будет нота СИ.
Мама, мама как я рад! (Хлопки вверху над головой)
Знаю полный звукоряд
Я отвечу, ты спроси: (Повороты туловища из стороны в сторону)
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ (По очереди называют ноты)
Музыкальный руководитель. Программа нашего детского сада учитывает лексические темы. Так, например, при изучении темы «Осень» использую
речевую игру с музыкальными инструментами «Осенняя сказка»
(Раздаю музыкальные инструменты, участники вступают в игру в соответствии с текстом по указанию.)
Тихо бродит по дорожке (Тихо бьют ладошками по барабану)
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, (Маракасы)
Где дождинкой зазвенит. (Колокольчик)
Раздается громкий стук: (Деревянные палочки по барабану)
Это дятел – тук да тук!
Ветерок вдруг налетел, («Шуршалки»)
По деревьям пошумел,
Громче завывает, (Тремоло бубна)
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон (Колокольчики)
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – (Все инструменты)
Осень яркая идет!
Музыкальный руководитель. Осень вам посылает эти яркие листочки, которые будут символизировать на нашем дереве познавательное и речевое развитие.
(Участникам раздаются желтые листья, они крепят их на дерево.
Музыкальный руководитель крепит листки с надписью «Познавательное развитие», «Речевое развитие».)
Музыкальный руководитель. Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее! Благодатной почвой для развития музыкальных и творческих способностей детей является художественно-эстетическая деятельность.
Предлагаю вам выразить себя в творческом задании.
Творческое задание «Вальс осенних листочков»
Представьте себя осенними листочками.
«Жили – были листочки на дереве, они радостно шелестели на ветке: «Ах, как нам хорошо, только мы не умеем летать, как бабочки и птички» Но вот наступила осень и листочки пожелтели. Однажды сильный порыв ветра сорвал их с дерева и они полетели. Листочки порхали, кружились и весело обгоняли друг друга. К вечеру оторвавшиеся листочки легли на землю, и весело шептались друг с другом. Но вот пошёл холодный дождь и листочки сильно намокли. Им казалось, что они очень тяжёлые и больше никогда не смогут летать! Листочки лежали и были очень грустные. Но вот снова наступило утро, развеялись облака и засияло солнышко. Листочки подсохли, их подхватил лёгкий ветерок и они опять стали весело кружить в воздухе, радуясь своей свободе.»
Музыкальный руководитель предлагает детям самим превратиться в листочки и полетать под музыку, а в конце остановиться в любой позе. Во время остановки происходит коррекция поз и мотивация на оригинальность.
А теперь давайте приклеим наши осенние листочки, веточки, шишки на лист ватмана и создадим с вами картину Осени.
Творческая мастерская «Картина осени»
Музыкальный руководитель. Давайте похлопаем себе! Замечательная картина у нас получилась! Какие вы молодцы!
От вашей работы созрели такие необычные музыкальные плоды! Эти плоды символизируют наше творчество, как результат художественно-эстетического развития. (Участники крепят на дерево плоды, а музыкальный руководитель плод с надписью «Художественно-эстетическое развитие»)
Музыкальный руководитель. Таким образом, мы с вами создали образ, символизирующий единство музыки и здоровья (показ на «ЗДОРОВЬЕ») при помощи интеграции четырех областей:
Социально- коммуникативное развитие (показ на СТВОЛ);
Познавательно, речевое развитие (показ на ЛИСТЬЯ);
Художественно-эстетическое развитие (показ на ПЛОДЫ).
Осень - это точно сказка, несравнимая ни с чем,
Я желаю эту осень в памяти оставить всем!
Музыкальный руководитель. Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы по развитию способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий.
Пусть вас всегда сопровождает добро и радость общения.
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас! Благодарю всех за участие!