Людмила Хахова
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности раскрыть способности ребенка, развить слух и чувства ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Публикация «Музыка для ребенка — мир радостных переживаний» размещена в разделах
Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражения в музыке. Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее структуры, содержания, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желание активно проявить себя в этой сфере. Ребенок реагирует на мелодическое пение матери, затихает и прислушивается к нему уже с первых дней своего существования. У него появляется способность к практическим действиям – подстраиваться к певческим звукам, приплясывать на руках взрослых под веселую музыку, чувствуя инстинктивно ритм, темп.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти на долго, иногда на всю жизнь. Значит, детей надо воспитывать в духе отзывчивости на все прекрасное в жизни, чтобы они получали разнообразные впечатления, занимались различными видами музыкальной деятельности. К ним относятся слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры.
В работе музыкального руководителя основными задачами считаются воспитание жизнерадостности, бодрости, уверенности в своих силах, симпатии и дружеского отношения к сверстникам.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Дети легко и с желанием отвечают на наводящие вопросы по прослушиванию мелодии: «это музыка веселая и быстрая» или «музыка медленная и печальная» и т. д.
Еще одним из видов музыкальной деятельности является развитие певческих навыков. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра. Она сопровождает многие игры, танцы, хороводы. Очень важно научить детей петь выразительно, непринужденно. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному. Одни песни отрывисто или протяжно, другие легко или напевно. С глубоким чувством на высоком эмоциональном уровне дети исполняют песню. С большой охотой, увлеченно поют солисты. Получается своего рода концерт, а у детей развиваются творческие и артистические данные.
На музыкальных занятиях значительная часть времени отводится музыкально-ритмическим движениям. Дети учатся двигаться в соответствии с музвкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. Много радости доставляют детям игрушки, которые приходят к ним на музыкальные занятия. Дети весело маршируют, поют песни для «гостя», будь то Мишка, Зайка или кукла, а в конце занятия играют с этой игрушкой, что доставляет ребятишкам много положительных эмоций. Большое значение имеет эмоциональный настрой музыкального руководителя или воспитателя. Дети очень чутко улавливают те или иные настроения взрослого. Веселый, ласковый тон должен прослеживаться на протяжении всего занятия. И дети ответят на него своим старанием. Вы обязательно заметите, каким интересом засветились глаза ребенка. Стремление к прекрасному естественная потребность человека и ее надо воспитывать с раннего детства. Через музыку, песни, художественное слово ребенок жадно познает все многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.