Евгения Булахова
Музыка и математика
▼ Скачать + Заказать документы
Представить математику и музыку, стоящими рядом с первого взгляда трудно. Слушая музыку, мы попадаем в мир звуков и открываем в ней совершенство, красоту, гармонию. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. Математика и музыка казалось бы, находятся на разных полюсах человеческой культуры.
В истории развития человеческой мысли математика, и музыка предстают как взаимосвязанные.
Публикация «Музыка и математика» размещена в разделах
В начале XX века наш знаменитый соотечественник, философ А. Ф. Лосев: " Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно ".
Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. Давайте посмотрим, как мы с вами развиваем математические способности на занятиях музыки.
" Кто у нас в углу сидит?" спрашивает мама у годового малыша и даже не задумывается, что знакомит ребенка с понятием " углы". Заплаканному ребенку говорят: " Не плачь, куплю калач. Не реви - куплю целых три". И малыш узнаёт о цифрах. Далее следуют колыбельные песни с пересчетом элементов разных множеств. Затем сказки, где встречаются ситуации с математическим смыслом. Еще с младшей группы детского сада дети знакомятся со звуками и узнают, что он бывает длинным, коротким, высоким, низким, а это понятие "расстояние". В песнях "Птица и птенчики", "Лесенка" дети узнают, что звуки делятся. А ведь "деление" они узнают гораздо позже, в школе. При знакомстве с формой музыкального произведения используются схемы из геометрических фигур: круг, прямоугольник, треугольник.
Слушая музыкальные произведения, разные по характеру дети сталкиваются с математической операцией "сравнения". Знакомя детей с музыкальными терминами " форте " или " пиано" замечаем, что эти знаки схожи с математическими " больше" или " меньше". В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания. Так в играх: " Найди свой листик", " Чей кружок соберется быстрее" закрепляется знания цвета и формы.
А чтобы выбрать ведущего в игре нужна считалочка. Все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Раннее усвоение детьми считалок указывает на возникновение у ребенка потребности в формировании элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений, не просто доступных ребенку, но уже необходимых ему. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
Различные считалки несут в себе неоднородную методическую значимость, поскольку могут научить детей считать до определенного (3, 5, 7 и т. д.) " Мыши"
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.
Считалки весьма ценны для обучения дошкольников еще и потому, что легко превращаются в коротенькие игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте. И именно в игре ребенку рассуждать легче всего, ибо рассуждение здесь является естественным следствием действия, имеющего для дошкольника не только смысл, но и огромное значение.
Таким образом, навык счета, являющийся не только одним из основных умений, обучение которым предусмотрено математической подготовкой дошкольников, но и одним из показателей наличия логики в сознании человека как одного из стержневых элементов умственного развития, усваивается и закрепляется посредством музыкального материала. Старшие дошкольников знакомятся с ориентировкой в пространстве, играя в такие игры как "Весёлый круг "или "Мы вместе", а игра " Весёлый счет" используется на закрепление порядкового счета и количества.
Использование на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Так "Лесенка" знакомит с пространственными величинами «верх», «вниз»,
а "Ритмические кубики" с величиной и цветом. "Сложи песенку" с цветом и геометрическими фигурами.
Перед разучиванием песен, используются распевки на развитие голоса такие как "Это мяч, круглый мяч" понятие формы и цвета, "Три синички" понятие количественного счета. Многие песни тоже помогают осваивать математику "Три таксиста", "Тридцать три коровы", "Дважды два четыре", в которой можно запомнить часть таблицы умножения.
Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания, такие как "Семья", "Умывалочка", "Зубная щётка", "Лягушата", Червячки".
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!»
Глядь — а червячков уж нет!
Как объяснить маленькому ребенку какой звук высокий, какой низкий? В этом нам помогают детские музыкальные инструменты. Некоторые музыкальные инструменты устроены так, что из них можно извлекать только высокие звуки. Например, треугольник знакомит детей со звонким высоким звуком, а сам инструмент называется математическим термином.
Музыкальные инструменты развивают более тонкий слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление.
Разучивание танцев и плясок идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве; вперед, назад, вправо, влево; по диагонали; врассыпную; в круг; парами; тройками и т. д.
Музыкальные и математические операции родственны содержательно и психологически. Занимаясь музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности.
Занятия музыкой помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления.
Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.
Музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.
Великий математик Лейбниц говорил: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».