Ирина Кирьякова
Классическая музыка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…
Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, её слушать.
Дмитрий Шостакович
Проект
«Классическая музыка в детском саду»
Автор проекта:
Музыкальный руководитель
МБДОУ №42
Ст. Новопокровской, Новопокровского района
Кирьякова Ирина Николаевна
Проект: «Классическая музыка в детском саду»
Продолжительность проекта: долгосрочный (год)
Тип проекта: творческий
Место реализации: МБДОУ №42
Публикация «Классическая музыка в ДОУ» размещена в разделах
Вид деятельности: познавательный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет; воспитатели; музыкальный руководитель; родители; социальные партнеры – педагоги, ученики детской музыкальной школы ст. Новопокровской, Новопокровского района.
Актуальность проекта:
Проект «Классическая музыка в детском саду», реализуемый в МБДОУ № 42, имеет сегодня важнейшее образовательное и воспитательное значение. Особую актуальность проект приобретает в условиях современной жизни, характеризующейся напряженностью социальных конфликтов, перемен нерешенных проблем, связанных с духовно-нравственным кризисом общества в целом.
Многие специалисты признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание ребенка общечеловеческих ценностей: добра, красоты, духовности, сочувствия. Так Т. Г. Рубан отмечает: что музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Она подчеркивает, что главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребность. А это «возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образах».
Актуальность этой темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является «универсальной человеческой способностью… и реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (О. В. Ильенков). Среди всех видов искусства музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве (Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина). Искусство является одним из способов интеграции человека в социум, по словам Л. С. Выготского, являя собой «…важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе».
Развитие эмоционального компонента музыкального слуха проявляется, прежде всего, в любви и интересе к слушанию музыки, признавая тем самым, что эмоциональное переживание музыки оказывает воздействие на формирование отношения к ней.
Гипотеза: влияние на музыкальность, нравственно - эстетическое развитие детей, включения родителей в музыкальную деятельность дошкольного образовательного процесса.
Новизна: гармонизация детско-родительские отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Цель проекта: ознакомление детей с классическими произведениями разных эпох и стилей.
Задачи проекта:
• расширять знания детей о классической музыке;
• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность всех участников проекта в т. ч. родителей, педагогов;
• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений в творческой речевой деятельности, исполнительском искусстве;
• познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т. ч народных разными исполнителями: юными вокалистами, музыкантами;
• создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки;
• формировать единый детско-взрослый коллектив.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - организационный
Направления работы: определение цели и задач проекта.
Содержание: сравнительный анализ музыкального развития детей в начале проекта. Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов, родителей в сфере классической музыки.
Второй этап – практический
1. Определение уровня подготовленности детей и родителей к восприятию классической музыки П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Вивальди и т. д.
2. Выступление педагогов, учащихся музыкальной школы перед дошкольниками МБДОУ №42.
3. Музыкально - литературные вечера с участием родителей и детей.
4. Тематические беседы – концерты.
Третий этап:
Сравнительный анализ музыкального развития детей в конце проекта.
Реализация проекта:
• выявление учреждений культуры, находящиеся в непосредственной близости МБДОУ №42;
• выявление возможности связи образовательных учреждений в рамках реализации проекта;
• составление плана работы по реализации проекта, который предполагает культурные события на базе МБДОУ №42.
Предполагаемый результат:
• воспитанники детского сада более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия : внимание, умение сосредотачиваться.
• более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки.
• дети умеют самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
• различают на слух и дают название музыкальным произведениям, авторам музыки
• определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
Коммуникативные навыки:
Дошкольники:
• получают удовольствие от совместной деятельности с взрослыми;
• преодолевают трудности;
• имеет адекватную самооценку, статус в группе;
•различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать;
• участвуют в инсценировках, музыкальных постановках.
Родители:
•являются активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;
• повышают уровень общей и музыкальной культуры;
• имеют представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства;
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей;
• посещают концерты, где звучит классическая музыка.
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
• О. П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
• С. И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
• А. И. Буренина «Ритмическая мозаика».
• Н. А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
• Журналы «Музыкальный руководитель» : № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
• Перспективное планирование.
•
2. Материально-техническое.
Декорации, атрибуты;
• DVD проигрыватель;
• Диски с классической музыкой, видеофильмами, музыкальными сказками;
• Проектор
• Экран
• Портреты композиторов
• Музыкальные инструменты
• Иллюстрации с изображением симфонического оркестра
• Репродукции для слушания музыкальных произведений
•
3. Диагностико-дидактическое.
• Конспекты занятий по теме «Классическая музыка».
• Творческие задания, направленные на:
- формирование музыкального и импровизационного творчества.
- восприятие музыкального образа через синтез искусств.