Ксения Гребенюк
Эмоции и музыка
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции и музыка.
Настроение ребенка дошкольного возраста очень нестабильно – он радостно смеется, а через минуту уже горько плачет или сердится без видимых для нас причин. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере детей. Меняются их взгляды на жизнь и отношения к окружающим. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но в современном мире этого недостаточно.
Публикация «Эмоции и музыка» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает и способствует развитию эмоционально – волевой сферы человека. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Ни для кого не секрет, что музыка оказывает целительное воздействие на психологическое состояние человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему человека. И конечно музыка оказывает воздействие на чувства и эмоции человека.
Во взаимодействие педагога – психолога и музыкального руководителя нашего учреждения можно условно выделить три блока: социально – коммуникативное развитие дошкольников; эмоционально – личностное развитие детей; оздоровительные технологии.
Социально – коммуникативное развитие
1. Игры на взаимодействие:
• «Здороваемся по хлопку»,
• «Красная рука»,
• «Поймай мой взгляд»,
• «Зеркало» и т. д.
2. Театрализованная деятельность
Эмоционально – личностное развитие
1. Картинки и музыка.
• «Азбука настроений» - соотнесение характера музыки с эмоциональным состоянием персонажа
• Эмоции сказочных персонажей
2. Театрализованная деятельность.
3. Рисование или составление из отдельных элементов выражения лица человека
4. Электронная книга для детей
Оздоровительные технологии
1. Массаж и самомассаж.
• «Солнечный зайчик»,
• «Массаж по кругу»,
• «Передай прикосновение»,
• «Отгадай что нарисовано»
2. Релаксационные упражнения.
3. Психогимнастика. Этюды Чистяковой.
В каждом направлении можно использовать различные игры и упражнения, многие из которых решают задачи сразу нескольких направлений. Выше отражены те игры, методы и приемы, которые мы считаем наиболее интересными и эффективными в работе с дошкольниками.
Весь музыкальный репертуар подобран музыкальным руководителем Нетребенко Анжелой Анатольевной.
Игры на взаимодействие:
1. «Здороваемся по хлопку». Ребята стоят в кругу, по сигналу ведущего, 1 хлопок, дети здороваются ладошками – жмут друг другу руки. По сигналу ведущего, 2 хлопка, дети здороваются плечами, 3 хлопка – коленями. Вместо хлопков можно использовать музыкальные композиции разного характера.
2. «Красная рука». Детям на ладошку приклеиваются разноцветные стикеры. Ребята рассаживаются вокруг барабана, ведущий называет цвет; ребенок, у которого на руке стикер этого цвета, должен повторить на барабане определенный ритм, заданный ведущим и музыкой.
3. «Поймай мой взгляд». Каждый участник игры берет в руки музыкальный инструмент. Игра проводится молча. Ведущий начинает играть на своем инструменте, тот, кому он смотрит в глаза, присоединяется к игре и передает свой «взгляд» следующему игроку. И так до тех пор, пока не заиграют все инструменты. Музыкальное сопровождение – «Шутка» И. Бах.
В работе с электронными книгами для детей, созданными педагогами нашего учреждения, один из результативных и интересных методов работы оказался – музыкальное сопровождение отдельных фрагментов сказки. После просмотра электронной книги, обсуждения ее содержания, ребятам предлагается прослушать фрагменты музыкальных произведений, характер музыки которых соответствует сюжетам из сказки и определить какому фрагменту сказки они подходят. Например: электронная книга «Уроки доброты». Разноцветный город – «Венециано» Armonie. Радость детей сказочного города, праздник красок – «Станция слона» (В. Ударцев). Злой волшебник, его мрачное царство – «В пещере горного короля» Э. Григ. Печальный город – ноктюрн «Разлука» М. Глинка.
«Азбука настроений», эмоции сказочных персонажей - подобраны и нарисованы карточки для работы с детьми.
Грусть – «Осенняя песня» П. И. Чайковский (фрагмент). Злость – «Три подружки. Злюка». Д. Кабалевский. Страх – «Гном» М. Мусоргский (фрагмент). Радость – «Три подружки. Резвушка». Д. Кабалевский. Данные композиции могут быть использованы для определения с помощью музыки эмоционального состояния человека.
Пример игры с использование карточек – «Отгадай кто». Ребята рассматривают картинки с изображением сказочных персонажей, испытывающих различные чувства; прослушивают отрывки музыкальных произведений, соотносят характер музыки с настроением предложенных персонажей и изображают их с помощью мимики и пантомимики. Примеры музыкальных композиций: Тыква – «Танец Тыквы» из балета «Чиполлино» К. Хачатуряна. Буратино – «Комический марш» Ю. Саульского.
Массаж и самомассаж.
1. «Солнечный зайчик». Дети садятся удобно, закрывают глаза и представляют, будто к нам в комнату заглянул солнечный лучик и запрыгнул в ладошки. Мы ощущаем его тепло. Солнечный зайчик решил с нами поиграть и запрыгнул на лобик, щечки, ушки, носик, шейку, плечики и т. д. Погладим зайчика. Музыкальное сопровождение – «Вальс» Тиличеевой.
2. «Массаж по кругу». Дети становятся или садятся по кругу лицом к спине соседа. Вариант игры - «Дождик». Ведущий предлагает детям поиграть на спине соседа. Выглянуло солнышко, согрело все вокруг, погладим ладошками спину. Набежали тучи, закапал дождик, изобразим отдельные капельки прикосновением указательного пальца по всей спине. Дождик пошел сильнее, присоединяются по – очереди средний, безымянный, мизинец и большой пальцы. Дождь закончился, опять выглянуло солнышко, согрело спину и высушило лужи (поглаживание ладошками спины соседа). «Росинки» С. Майкапар.
Релаксационные упражнения.
1. «Тихое озеро»,
2. «Порхание бабочки»,
3. «Росток»,
4. «Полет птицы» и др.
Музыкальное сопровождение - диск Колыбельная природы. Релаксационная музыка спокойного характера.