Юлия Прайс
Музыка в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в жизни ребенка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 275 г. Уфа
Прайс Юлия Фанилевна
Вступления
В статье рассматривается проблема адаптации детей к детскому саду. В качестве одного из средств, способствующих облегчению процесса адаптации к дошкольному учреждению, можно использовать музыку, произведения фольклора и игровые потешки.
Ключевые слова: адаптация, фольклор, потешки, музыка.
Публикация «Музыка в жизни ребенка» размещена в разделах
Каждому малышу помимо общения с родителями нужна полноценная жизнь в коллективе сверстников. В детском саду под руководством опытных педагогов ребенок приобретает новые полезные навыки, знакомится с правилами хорошего тона.
Одна из проблем ребенка дошкольного возраста-адаптация к детскому саду. Поступление в детский сад-испытание для психики и здоровья ребенка. Ребенок тяжело переносит разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни. На пороге детского сада ребенок не только расстаётся с родителями, но и встречается с массой непонятных для него явлений. Он оказывается в незнакомой для него комнате, среди чужих детей, с чужой тетей. Здесь необходимо соблюдать режим, спать днем.
На все это дети раннего возраста отвечают реакцией протеста. Становятся вялыми, робкими, плачут, упрямятся, капризничают.
У одних детей процесс адаптации проходит трудно, у других более легко. «Нужно признаться, замечает по этому поводу известный педиатр Б. Спок, что в детском саду дети простужаются чаще, чем дома. Но это не причина, чтобы не пускать ребенка в детский сад. Крепкий, здоровый ребенок не пострадает от нескольких лишних простуд, если они протекают легко». Одна из причин осложнения адаптации при поступлении в детский сад - эмоциональные стрессы. Для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому саду нужна продуманная система педагогических воздействий.
В качестве одного из средств, способствующих облегчению процесса адаптации к детскому саду, можно использовать музыку, фольклор и игровые потешки. С родителями хорошо провести консультацию на тему «Музыка в жизни ребенка». Во время консультации необходимо дать советы по музыкальному воспитанию ребенка в семье, а также разучить несколько детских песен для данного возраста. Этот репертуар может использоваться педагогами в первые дни посещения ребенком детского сада.
Вот малыш переступил порог детского сада. Воспитатель выходит ему навстречу, улыбается, здоровается с ним. В группе звучит тихая, спокойная музыка. Воспитатель может предложить маме остаться в группе, а сам старается заинтересовать ребенка, предлагает поиграть с ним в музыкальную игру «Есть у нас чудесный дом» (слова Э. Костиной, музыка Н. Бордюг). Для этой игры используются игрушки, принесенные мамой из дома. Маме предлагается вместе с малышом спрятать игрушки в домик. Затем воспитатель поет:
Есть у нас красивый дом,
И живут игрушки в нем.
Алеша к дому подойдет.
Алеша спросит: «Кто живет?
Кто в домике живет?»
После исполнения песни ребенку предлагается достать из домика игрушки, а мама поможет ему назвать их (кукла Катя, петушок Петя, машинка, кот Барсик и т. д) Ребенок радуется игре со знакомыми игрушками, просит с помощью жестов повторить игру.
В часы приема детей их эмоциональный тонус помогает повысить игра «Петрушка» (слова Ю. Островского, музыка Р. Рустамова)
Дети сидят на стульях, воспитатель приносит игрушку Петрушку. Исполняется песня.
Это что там за игрушка?
Дети, к нам пришел Петрушка.
Увидел он ребят,
До чего всем он рад.
Педагог показывает игрушку детям, Петрушка по очереди называет имя каждого ребенка, здоровается с ним.
Когда в группе соберется несколько детей, воспитатель может провести игру «Ладушки». Воспитатель берет игрушку бабушка и поет потешку:
Испекла нам бабушка сладкие оладушки.
Далее воспитатель называет имена детей группы: Оле – два, Пете – два, Саше – два, всем дала.
Таким образом, использование музыки помогает ребенку успешно пройти адаптацию к детскому саду.
Литература:
Волошина Л. Н. Играйте на здоровье М., 2004
Королева С. Г. Развитие творческих способностей детей 2-3 лет.
Волгоград Учитель, 2010.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия М,1999.
Шушарджан С. В Музыкотерапия и резервы человеческого организма
М., 1998