Марина Горева
Муниципальный семинар «Формирование готовности педагога к деятельности с детьми в условиях инклюзивного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивная практика работы педагога-психолога в ДОУ
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2. Современное общество во всем мире признает необходимость и целесообразность создания для детей с ОВЗ условий, способствующих их успешной социализации и адаптации, формированию самостоятельности, навыков социальной и жизненной компетентности. Кроме того, актуальность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Слайд 3
Вашему вниманию представляю свой опыт работы инклюзивной практики в МБДОУ детский сад «Родничок», где реализую свою профессиональную деятельность с 2016 года.
Слайд 4
В нашем ДОУ наряду с обычными обучаются и воспитываются особенные дети с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения, которые имеют данные дети, связаны с нарушениями интеллектуального развития, эмоционально – волевой сферы, тяжелыми нарушениями речи, задержка психического развития, задержка психоречевого развития. В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности полного дня с ограниченными возможностями здоровья. Всего такие группы посещают 22 ребёнка. И 1 ребёнок с ОВЗ в общеразвивающей группе.
Слайд 5
Основным направлением в работе с детьми с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение развития личности.
Психолого – педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития.
Задачи психолого-педагогического сопровождения :
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.
Слайд 6
За время работы групп компенсирующей направленности в нашем ДОУ создана система психолого-педагогического сопровождения, которая предусматривает взаимодействие воспитателей компенсирующих групп и узких специалистов: учитель – дефектолог, учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель.
Слайд 7
В детском саду имеется кабинет психолога, в котором организую диагностическую и коррекционную работу с детьми, оказываю консультативную помощь родителям и педагогам. Кабинет оснащён специальным оборудованием. Это различные средства для осуществления коррекционной работы: коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки; ящик с песком, уголок-уединения, сенсорный ящик, сухой бассейн с мячами; специализированные программно-технические комплексы психолога для диагностики.
Слайд 8
Работу по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ я организую поэтапно.
1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);
Слайд 9
2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы.
Слайд 10
3 этап. Создание банка данных на детей с ОВЗ.
4 этап. Построение и проведение коррекционно-развивающей работы: построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий для детей; корректировка собственной психолого-педагогической деятельности.
Слайд 11
5 этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями : повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах, размещение информации в родительских уголках и на сайте ДОУ и электронной странице педагога-психолога.
6 этап. Контроль: итоговая диагностика.
Слайд 12
Диагностику осуществляю в двух формах - групповая, индивидуальная. Обследование организую два раза в год на начало учебного года и на конец.
Ежегодно мною проводится мониторинг с целью сбора необходимой информации и осведомленности родителей о психологических особенностях детей с ОВЗ. Мониторинг организую в форме анкетирования или тестирования. По результатам диагностического обследования детей, я планирую коррекционно-развивающую (индивидуальную) работу с ними. Реализация индивидуальной работы с детьми зависит от проектирования индивидуального образовательного маршрута, в котором отражается комплексная деятельность коллектива МБДОУ детский сад «Родничок».
Слайд 13
При организации индивидуальной и групповой работы с детьми с речевыми нарушениями я применяю релаксационные упражнения в сухом бассейне, они очень хорошо снимают стресс, мягкое освещение и музыкальное сопровождение расслабляют. Использую методы арт-терапии, способствующие развитию произвольности и способности к саморегуляции. В своей практике я также применяю песочную игротерапию, т. к. именно в играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения ребенка. Безусловно, песочная игротерапия помогает в коррекции детской агрессии, гиперактивности, а также используется мной в коррекционно-развивающей работе с тревожными детьми, с детьми, имеющими страхи. Игровые методы, которые я использую могут применяться: с целью диагностики; с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной терапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Игры и упражнения с песком положительно влияют на эмоции, ребёнок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других. За счёт развития тактильно-кинетических ощущений и мелкой моторики пальцев рук. Детям приятно прикасаться к песку, пересыпать его, оставлять следы на песке пальчиками, ладонями, рисовать элементарные изображения.
Слайд 14
Особое внимание уделяю коррекционно-развивающему направлению, в котором наиболее актуальным является такие психокоррекционные технологии как нейрогимнастика. Нейрогимнастика- это эффективная методика по активизации развития всех высших психических функций. Основной целью и задачей нейрогимнастики является достижения сбалансированного взаимодействия правого и левого полушария мозга (показать и попробовать - упражнение с 3-мя стаканчиками, сортировка камней марблс). Также в своей работе применяю игры на формирование межполушарного взаимодействия (показать и попробовать лабиринты).
А сейчас вашему вниманию предлагаю посмотреть видеофрагменты индивидуальной и групповой работы с детьми.
Упражнение «Гриб» снимает эмоциональное напряжение у детей.
Игра «Съедобное-несъедобное» развивает внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, бытроту мышления.
Игра «Четыре стихии» при выполнении движений педагог путает детей. Эта игра развивает внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.
Упражнение «Круг» полезное упражнение для психомышечного расслабления организма с целью коррекции эмоционального напряжения.
Песочная терапия. Занятия с песком позволяют избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, помогают пережить сложные периоды. Групповые и индивидуальные занятия для дошкольников способствуют развитию когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сфер.
Камни Марблс положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребёнка. Они яркие, разнообразны по форме, цвету, фактуре. Они вызывают чувства радости, счастья, желания потрогать, пощупать, перебрать и поиграть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, благотворно влияют на общее состояние здоровья детей, способствуют речевой активности детей.
Ещё в своей работе использую игры с колючим массажным мячиком. Очень хорошее упражнение «Мячики», развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, развивают речь (показать и поиграть с колючими мячиками - это групповая работа).
Упражнение (Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Представьте, что к вам в гости пришёл ёжик.
Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик.
Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребёнка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.
Слайд 15
В коррекционной работе индивидуальный маршрут предполагает использование дыхательной гимнастики, которая способствует психоэмоциональному расслаблению. Я использую в своей работе такие упражнения: «Свеча», «Снежинки», «Ветерок» и другие. Естественно, что все они сопровождаются музыкой, это благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка (давайте попробуем дыхательную гимнастику).
Дыхательная гимнастика «Маятник».
Влево, вправо, влево, вправо.
А затем начнем сначала
И. п. - руки на поясе (вдох)
1- наклон вправо (выдох)
2- и. п. - руки на поясе (вдох)
3- наклон влево (выдох)
4-и. п.
Слайд 16
Давайте подведем итог. Вашему вниманию были представлены методы и приёмы, которые я использую в своей работе, они проверены временем и с помощью их достаточно быстро добиться положительных результатов, так как для дошкольников подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает педагогу наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
Спасибо за внимание.