Шерстобитова Лариса Васильевна
Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из залогов успешного занятия является мотивация.
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.
Вот эти 6 механизмов:
Поощрять исследование окружающей среды
Публикация «Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности» размещена в разделах
Прививать начальные способности к исследованию, такие как:
определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
Хвалить ребёнка за совершённые достижения
Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки
и плохие результаты
Стимулировать языковое и символическое общение
Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию
к достижению успеха с ранних лет.
А теперь рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при
организации образовательной деятельности.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает
цели обучения, решая проблемы игрушек. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её
уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность
получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно
выполнять вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня»
Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Например:
-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на
прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для
себя»
Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация
побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного
употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими
поделками и охотно пользуются ими.
Например:
- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно
подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы
показываете, как можно это изготовить.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть
у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами,
способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их
определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей.
Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны.
Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться»,
«давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать
результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд
требований.
Игрушки или игровые персонажи:
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления
жестокости.
- Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой
характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и
Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом
знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто
требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения
для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение,
спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское
стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и
заинтересованность.