Лена Тимашева
Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс воспитателя Тимашевой Лены Вадимовны
«»
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Публикация «Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельности» размещена в разделах
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Лэпбук :
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели
Результаты использования лэпбука:
-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэбуком;
-проявление интереса со стороны родителей.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А4 (в моем случае – это папки из под картона и цветной бумаги, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества вкусно поданной информации.
Что вам понадобится?
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (или готовая папка из под чего-нибудь);
- ножницы;
- клей-карандаш;
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
- двухсторонний скотч (для закрепления крупных деталей);
-принтер;
- безграничная фантазия;
Порядок работы по созданию лэпбука.
1. Выбор темы. Тема может быть любая - деревья, насекомые, техника, времена года, праздники и т. д. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Здесь никаких ограничений нет.
3. Поиск подходящего по возрасту игрового, литературного, художественного материала.
4. Для каждой темы выберите подходящие миникнижки.
3. Вклеивайте вместе с детьми в папку-раскладушку.
Лэпбук «Правила дорожного движения» (своими руками)
предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
Лэпбук «Птицы»
Цель: расширение знания детей о птицах живущих рядом с нами, обобщение жизненных наблюдений детей за птицами; воспитание заботливого отношения к ним.
Задачи:
сформировать у детей представление о птицах живущих рядом с нами; учить распознавать перелетных и зимующих птиц; диких и домашних; познакомить с частями тела птицы, повадками, внешним видом птиц, названиями детенышей. Дать детям знания о том, что птицы бывают не только дикими и домашними, зимующими и перелетными, но еще городские и живущие за пределами города.
Обогощать словарь ребенка, расширять словарь существительных, глаголов и прилагательных по теме. Учить составлять рассказ по картинке, говоря полными предложениями, связывая их между собой по теме. Составлять описательный рассказ по схеме.
Развивать усидчивость, аккуратность, воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь, творческий потенциал дошкольников, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
Пособие можно использовать для ознакомления с окружающим миром, развития речи, математики, изо деятельности
Лэпбук «В гостях у сказки»
Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Задачи:
продолжать знакомить со сказками;
воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе;
обогащать и расширять словарный запас детей;
учить инсценировать эпизоды сказок;
развивать артистические способности;
развивать у детей творческие способности;
формировать навыки сотрудничества;
развивать коммуникабельность и умению общаться со взрослыми в различных ситуациях.
Спасибо за внимание!