ирина щербакова
Педагогическое проектирование как форма организации партнерской деятельности взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Изменение современной общественной жизни привело к необходимости новых требований и стандартов в образовании, развитию новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, ее творческой активности и самостоятельности, привлечению семьи в деятельность дошкольных образовательных организаций.
Сегодня в педагогической практике актуальна необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности. Одной из технологий, способствующих активизации познавательной поисковой деятельности дошкольников, является проектная деятельность.
Публикация «Педагогическое проектирование как форма организации партнерской деятельности взрослых и детей» размещена в разделах
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая работа. В основе проекта лежит проблема, которая решается с помощью изучения и поиска материала, а результаты обобщаются и создается продукт. Проект хорош тем, что в нем объединяются различные области образования.
Известно, что наиболее эффективно образовательные задачи решаются при использовании интегративного подхода при организации коррекционного процесса. Согласно принципу интеграции, речевое развитие дошкольников осуществляется не только в процессе специальных специфических коррекционных занятий, но и при проведении мероприятий вне занятий через вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОО в рамках детско – родительских проектов.
У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, что привело к отставанию в речевом развитии. Родители мало уделяют внимания развитию детей, их подготовке к школе, часто перекладывая эти функции только на педагогов ДОО. В связи с этими факторами возникла идея создания совместных детско – взрослых проектов с привлечением семьи к совместной творческой деятельности.
Метод проектов используется как метод обучения родителей, формой повышения воспитательной культуры родителей. Метод проектов – форма информационно – просветительского сотрудничества с родителями.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, цель, найти противоречия. Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества педагогов, ребенка и на добровольной основе родителей.
Дошкольные проекты нуждаются в постоянном сопровождении педагогов и родителей на всех этапах реализации. В ходе проекта взрослые являются помощниками своих детей, выступают в роли источников информации, знакомят с новым, вместе посещают библиотеки, выставки, работают с книгой, ищут ответы на вопросы, ходят на экскурсии, наблюдают. Совместно с родителями занимаются продуктивными видами деятельности : вырезают, рисуют, оформляют, собирают, лепят, мастерят, сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые не переусердствовали с помощью, не делали за детей, а давали возможность проявить максимум самостоятельности и инициативы.
Совместный сбор материала по теме, занятия, игры, конкурсы, презентации продуктов совместной деятельности раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в коррекционно – образовательный, воспитательный процесс, что сказывается на результатах развития детей.
Партнерство взрослых и детей делает проект ярким и познавательным. Реализация проектов помогает воспитать заинтересованность ребенка в познании мира, развивает речь. Проект помогает обогатить знания и представления об окружающем мире, русском языке, русской речи.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опытсамостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения, не всегда создают возможность активных партнерских отношений в треугольнике родители - дети - педагоги.
Вовлечение в проектную деятельность родителей и детей под руководством педагога помогает в какой-то степени решить эту проблему. Именно в условиях партнерских отношений можно найти правильный маршрут в коррекционно – воспитательном процессе для каждого ребенка.
В процессе участия в проектной деятельности родителей приходит осознание своей роли в развитии и воспитании ребенка наравне с педагогами.
Технология проектов -большой шаг к повышению компетентности родителей, в области образования детей и возможность для продуктивного партнерства взрослых и детей.