Ирина Баранова
Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс проводимый в рамках конкурса «Воспитатель года 2018»
Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным.
Предлагаю вашему вниманию мастер класс на тему : «Квест-игра - как форма организации образовательной деятельности дошкольников».
(Слайд №2)
Публикация «Мастер-класс „Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни.
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные подходы, методы и средства такие как: интерактивная игра, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, экспериментирования и многое другое.
Все они существуют как отдельно взятые элементы, новшество моего опыта работы заключается в том, что я объединила их в такую форму работы с детьми как квест -игра.
Что же такое квест -игра? Возможно, некоторым из вас она знакома как компьютерная игра, предназначенная для более старшего возраста. Но на мой взгляд, эта игра - креативная, современная. Считаю, что эту технологию можно и нужно применять для дошкольников.
Изучив ее, включаю как в образовательный процесс так и досуговую деятельность, при активном участии родителей.
Теперь мне хотелось бы коснуться характерных особенностей и преимуществ квест - игры. Квест -игра дает возможность увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду, действуя в реальном и воображаемом мире. Главное преимущество квест игры в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Квест- игра предполагает, обязательно, наличие сюжета и мотивации для достижения поставленной цели и задач в предстоящей деятельности.
План квест игры включает в себя обязательные пункты:
-написание сценария с информацией познавательного характера,
- подготовка необходимого оборудования,
- разработка безопасного, но непривычного маршрута,
- разработанные задания должны опираться не только на имеющиеся умения и навыки, но и на зону ближайшего развития ребенка.
В квест-игре существует определенное правило, последовательно выполнять все подсказки. Это могут быть загадки, ребусы, записки и другое.
В конце квест -игр с детьми подвожу итог и на финише их ждет приз. Проводить игру начинаю с младшего возраста, вводя 2-3 действия, с элементарными заданиями, а к старшему дошкольному возрасту, включаю 6-8 заданий, усложняя их, так как у детей уже имеется определенный запас знаний, умений и навыков. Как правило, первое задание не должно быть сложным. Цель - вовлечь игроков в процесс, показать, что у них все получится.
(Слайд №3)
Так что же такое квест -игра? «Квест» – это увлекательная, приключенческая игра, в которой необходимо решать разные задачи для того, чтобы достигнуть определенной цели. Квест -это поиск.
В процессе поиска дети знакомятся с новой информацией, закрепляют имеющиеся представления, на практике формируются у детей умения и навыки.
Провожу квест-игры не реже 1 раз в квартал, организация их бывает не только в группе, но и на улице, на участке группы или использую всю территорию детского сада, в зависимости от поставленных задач. Предлагаю вашему вниманию видеоролик спортивной квест -игры «В поисках вещей Снеговика». Сюжет предложенного квеста построен на том, что дети помогают Снеговику найти его вещи (шарф, рукавичка, метла, пройдя определенные испытания. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляют навыки основных видов движений (в метании, лазании, беге, гибкости, ловкости и т. д) На пути к своей цели участники проявили ловкость, сообразительность, смекалку. Задачи данного мероприятия: «Познакомить детей в игровой форме с зимними играми и забавами. Развивать логическое мышление, внимательность, быстроту, ловкость, взаимовыручку. Воспитывать желание быть здоровым, прививать интерес к подвижным играм». Квест - игра стала удачной организацией двигательной активности детей на открытом воздухе, которая принесла всем немало положительных эмоций и приятных впечатлений.
(Слайд №4)Видеоролик
(Слайд №5)
Чаще всего использую в своей работе линейные квесты, когда игра построена на цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, пока не пройдут весь маршрут и штурмовые (хорошо подходят и для младшего возраста) - игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач, реже кольцевые (так они предполагают большое количество организаторов) которые представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг, команды стартуют из разных точек, которые будут для них финишными.
Мной разработана серия конспектов квест -игр разных направлений (с которыми можно ознакомиться на моей странице на сайте детского сада) : познавательные :
«В поисках украденных цифр», с целью развития интерес к математике через знакомство с новым видом деятельности как квест-игра;
«Проделки Бабы Яги» - расширение знания детей о праздновании Нового года;
«В гости к Радуге-дуге» - пополнение представлений у детей о природных явлениях;
«В поисках украденных планет» - формировать представление о космосе и планетах солнечной системы;
«Путешествие на Остров сокровищ» - пополнить представления детей о труде взрослых.
по сюжету сказки «Гуси-лебеди» «В поисках ключей Бабы Яги» - создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений.
спортивный «В поисках вещей Снеговика» - совершенствование спортивных умений и навыков.
патриотический «Зарница», приуроченный ко Дню Победы, с целью формировать у детей патриотические чувства, воспитывать любовь и уважения к защитникам Родины.
(Слайд №6)
Важно, чтобы в игре были задействованы одновременно и интеллект участников, их творческие и физические способности. В игре, удовольствие приносит не только результат, но и процесс его достижения.
(Слайд №7)Задачи
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи, которые вы видите на экране.
-образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
-развивающие (дети учатся логические мыслить, экспериментировать, исследовать);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, умение договариваться, помогать друг другу и другие).
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, я следую следующим принципам, которые вы также можете видеть на экране.
1. Доступность -задания не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
(Слайд№8)
При проведении квест - игр соблюдаю основные условия:
1. Безопасность
2. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Создание мотиваций командной игры.
(Слайд № 9)
Применяя данную технологию в своей работе, я увидела положительные результаты:
- у детей появился интерес к образовательной деятельности, заметно повысилась познавательно-речевая активность, все мои воспитанники стали с удовольствием включаться в игру, самостоятельно решать проблемные ситуации, научились договариваться, приходить к согласию, выражать свое мнение, что привело к сплочению детского коллектива.
Желающих окунуться в волшебный мир загадок и тайн, получить позитивные эмоции я приглашаю поучаствовать в квест – игре «В гости к невиданным животным».
(Слайд №10)
Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня мы с вами отправимся в гости. И побываем в гостях у невиданных животных. А кто это, мы узнаем в конце нашего пути. По дороге нам нужно будет выполнить ряд заданий.
(Игровая цель - известна участникам с самого начала и определяет особенности и правила игры. В связи с тем, что у нас ограниченное пространство, участники фокус -группы будут работать у мольбертов и экрана).
Ведущий: Итак, мы все готовы, а теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды.
(При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены в игровые команды или находиться в одной команде)
Ведущий: Молодцы, можем отправляться в путь.
А вот и первое 1 задание.
Перед Вами на столе стоят по одной емкости с цветным песком. Ваша задача: найти все буквы в своей емкости и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!
(При наличии большого количества детей - это задание правильнее проводить в виде эстафеты. Каждое задание, ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Воспитатель в игре является помощником, старшим товарищем, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредников между персонажами, но окончательные выводы дети делают самостоятельно).
Молодцы, быстро справились с заданием. Какие у вас получились слова? (карточка и картинка). Значит следующее задание связано с этими словами.
Задание № 2:
Ведущий: Каждой команде даются карточки, на которых изображены картинки. За одну минуту команде необходимо ответить, где, как и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 3 ответов. Пример: игрушка – (поиграть, купить, смастерить, слепить, подарить и т. д.)
Задание понятно? Итак, время пошло, можете посовещаться.
( Задачи могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т. п. в зависимости от поставленной цели.)
1 команда:
карандаш - (подарить, купить, поточить, сломать,
люстра - (разбить, включить, помыть, купить, ,
2. команда:
юла – (крутить, купить, сломать, играть, подарить
часы – (купить, завести, разбить, надеть на руку, повесить, сломать, отремонтировать,
Ведущий: Озвучьте, пожалуйста свои ответы. М олодцы, прозвучали интересные ответы, а теперь все вместе по первым буквам ваших слов составьте одно слово, оно поможет вам перейти к следующему заданию (слово - КЛЮЧ).
Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключ! Но где же его можно найти? А подсказка спряталась на экране. (Слайд №11 с ребусом).
Попробуйте прочесть ребус.
Ведущий: Какое слово получилось? Правильно, подоконник.
(фокус - группа ищет ключ)
Ведущий: Замечательно, ключ нашли! А что можно открыть ключом? Смотрите, перед вами, четыре дома. На двери каждого весит замок. Какой из этих замков отроет наш ключ? Подсказка спряталась снова на экране.
(Слайд №12)
Вы видите замки четырех цветов, которые надо посчитать. Каких замком окажется больше, к дому с замком такого же цвета и нужно идти.
Открываем дверь.
Но в доме никого нет, зато лежит письмо. Прочтите его, пожалуйста: «Здравствуйте дорогие гости! Никого нет дома. Приходите в следующий раз. Ваши КРОКОШАРОПЕС И ЗАЙЦЕКВАДРОЕЖ».
Ведущий: Это и есть те сказочные герои, к которым мы шли в гости. К сожалению, мы их не застали. Пофантазируйте и попытайтесь изобразить этих необычных животных на листе бумаги.
На это отводится одна минута.
Ведущий: Покажите, пожалуйста, этих необычных животных. Вам понравилась наша игра.
(Слайд №14) (Квест - это здорово).
Согласитесь, квест - это здорово.
(Благодаря такому подходу к организации деятельности, у детей развивается логико - математическое мышление, развивается речь, воображение, положительный эмоциональный заряд).
(Слайд №15)
«Спасибо за внимание»