Лучший педагог года

Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы

Алевтина Бурматова
Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы
▼ Скачать + Заказать документы

Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы

С каждым годом, по наблюдениям специалистов, растет количество детей с различными патологиями и особенно речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР, ОНР, моторная алалия, заикание). Многие причины речевых нарушений всем известны:

- результат недостаточного внимания со стороны родителей;

- замена живого общения с ребенком телевидением, компьютером;

- увеличение частоты общих заболеваний детей;

- плохая экология и многие другие.

У детей наблюдаются:

Публикация «Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы» размещена в разделах

а) отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность восприятия, снижение внимания,

б) мелодико-интонационные расстройства, что влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка, пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость, все это сказываются на протекании их двигательных актов.

В связи с этим необходимо находить новые, более эффективные и интересные детям формы работы, сочетающие как исправление нарушения речи, так и развитие сенсорных и двигательных способностей детей. Одной из таких форм является – логоритмика.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова (Г. А. Волкова).

Логопедическая ритмика - комплексная методика, которая стоит на 3 китах – движение, музыка, речь. Включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Почему - логоритмика? Александр Владимирович Запорожец отмечал, что развивая систему движений, мы влияем и на психические процессы, а так как речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы раз-виваем и речь.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все, окружающее нас живет по законам ритма и подчинено определенному ритму (смена времен года, день и ночь). Также и в нашем организме, все подчинено ритму (мозговая деятельность, работа сердца, легких). Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, формируют пространственно-временные отношения, положительно влияют на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать слова песен, понимать смысл музыкальных произведений.

Поэтому с самого раннего детства необходимо заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия включают в себя:

- движения под музыку, различные виды ходьбы и бега;

Упражнение на разные виды движений «В лес»

Давайте посмотрим, как хозяйничает зима в лесу. Одеваемся. Отправляемся в лес на лыжах: - скользящий шаг, - спускаемся с горы (приседаем) - взбираемся на гору (приставной шаг). Наконец-то добрались мы до леса. Зимний лес стоит печальный. Он под снегом спрятал тайны. Птичья песня не звучит.

- танец (хоровод);

Упражнение на развитие выразительности речи, мимики и движений «Толстяки и худышки»

Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки

Удивились Сосульки: дети смотрят, подняв брови и широко

«Ах, какие вы толстые!» открыв глаза;

Рассердились Снеговички: хмурят брови, морщат губы,

«Не такие уж мы и толстые!» смотрят сердито;

Еще больше удивились Сосульки: округляют губы (как звук «о»,

«О, да вы еще и сердитые!» понимают брови;

Еще больше рассердились Снеговички: вытягивают губы трубочкой,

«У-у-у! Мы действительно сердитые!» сводят брови;

Сморщили нос Сосульки: морщат нос, произносят слова

«Фу! Не хотим с вами разговаривать!» с недовольством;

Скривили губы Снеговички: изображают на лице возмущение,

«Пф! Ну и не надо» кривят уголки рта

- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

Речевая игра со звучащими жестами «Ты, мороз» (Т. Тютюнниковой)

Ты, мороз, мороз, мороз, идут в круг, грозят пальцем;

Не показывай свой нос! показывают двумя руками «нос»;

Уходи скорей домой, ладошками «отгоняют»;

Стужу уноси с собой. кружатся вокруг себя, притопывая;

А мы саночки возьмем бегут по кругу друг за другом, потирая

И на улицу пойдем. ладошками;

Сядем в саночки-самокаточки!

С горки останавливаются, поднимают вверх руки;

Упали! резко приседают, опуская руки;

От Мороза убежали! разбегаются, Мороз догоняет

- песня, сопровождаемая жестами, движениями;

- логопедическая гимнастика (по Т. В. Буденной);

- мимические упражнения;

- массаж рук, ног;

- пальчиковая игра;

- подвижная или коммуникативная игра.

- упражнения на релаксацию под музыку,

Упражнение на релаксацию:

Логопед : Раз,2,3,4,5! прикасаться по очереди подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого

Все умеем мы считать сжимать и разжимать пальцы

Отдыхать умеем тоже покачать расслабленными руками

Руки за спину положим, спрятать руки за спину, голова поднята,

Голову поднимем выше спокойное дыхание через нос.

И легко-легко подышим

Ой, как пахнет здесь весной,

Но нам пора уже домой.

- чистоговорки

- речевые или музыкальные игры

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Сильный мороз, Заморозил наш нос.

Носик погреем, Подышим скорее.

(Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо)

Отогрели нос, А подбородок замерз. (Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок)

Ладошки погреем – Дышим веселее! (Выдох на ладошки, произнося слог «фа»)

Мерзнут ножки наши? Весело попляшем! (Дети выполняют приседания, произнося слог «ух»)

- задания на развитие чувства ритма и внимания.

Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические приемы позволят детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Таким образом, логоритмические занятия для детей с речевыми нарушениями способствуют развитию всех компонентов речи – словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения и фразовой речи, воспитывают умения выполнять любое движение четко, точно, скоординированно с речью.

Публикации по теме:

Педагогическое проектирование как форма организации партнерской деятельности взрослых и детей Изменение современной общественной жизни привело к необходимости новых требований и стандартов в образовании, развитию новых педагогических.

Деловая игра как форма методической работы по развитию речи в дошкольной образовательной организации Все формы методической работы в дошкольной образовательной организации можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы.

День здоровья, как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду День здоровья – как форма организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду. Воспитание ценностного отношения к здоровью – одна.

Литературная гостиная, как форма организации художественно-творческой деятельности детей Детство - пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Услышанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление,.

Лэпбук, как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Лэпбук как инновационная форма организации учебной и игровой деятельности дошкольников Сегодня нам, воспитателям, приходится искать новые.

Методическая разработка «Игра как форма организации детской жизни» Содержание: 1. Определение понятия «Игра» 2. Классификация игр дошкольников 3. Оформление игровой развивающей среды во второй младшей группе.

Проектная деятельность, как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи. Смирнова А. Ю. воспитатель МКДОУ детский сад общеразвивающего вида.

Опыт работы по организации здоровьесберегающей деятельности для детей с туберкулёзной интоксикацией В установленном действующим законодательством порядке наш детский сад наряду с основной образовательной деятельностью осуществляет деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельностиПознавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельности «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По природе своей дети – исследователи, открыть, изучить, исследовать.

План работы по самообразованию «Использование фито мяча как здоровьесберегающей технологии» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № З «Ручеек» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы
Опубликовано: 25 июня 2018 в 13:56
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Бурматова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД