Алевтина Бурматова
Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы
С каждым годом, по наблюдениям специалистов, растет количество детей с различными патологиями и особенно речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР, ОНР, моторная алалия, заикание). Многие причины речевых нарушений всем известны:
- результат недостаточного внимания со стороны родителей;
- замена живого общения с ребенком телевидением, компьютером;
- увеличение частоты общих заболеваний детей;
- плохая экология и многие другие.
У детей наблюдаются:
Публикация «Логопедическая ритмика как форма организации здоровьесберегающей работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
а) отклонения в двигательной сфере, низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, памяти, замедленность восприятия, снижение внимания,
б) мелодико-интонационные расстройства, что влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и даже семантическую структуру речи ребенка, пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость, все это сказываются на протекании их двигательных актов.
В связи с этим необходимо находить новые, более эффективные и интересные детям формы работы, сочетающие как исправление нарушения речи, так и развитие сенсорных и двигательных способностей детей. Одной из таких форм является – логоритмика.
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова (Г. А. Волкова).
Логопедическая ритмика - комплексная методика, которая стоит на 3 китах – движение, музыка, речь. Включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Почему - логоритмика? Александр Владимирович Запорожец отмечал, что развивая систему движений, мы влияем и на психические процессы, а так как речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы раз-виваем и речь.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. Все, окружающее нас живет по законам ритма и подчинено определенному ритму (смена времен года, день и ночь). Также и в нашем организме, все подчинено ритму (мозговая деятельность, работа сердца, легких). Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, формируют пространственно-временные отношения, положительно влияют на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, запоминать слова песен, понимать смысл музыкальных произведений.
Поэтому с самого раннего детства необходимо заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические занятия включают в себя:
- движения под музыку, различные виды ходьбы и бега;
Упражнение на разные виды движений «В лес»
Давайте посмотрим, как хозяйничает зима в лесу. Одеваемся. Отправляемся в лес на лыжах: - скользящий шаг, - спускаемся с горы (приседаем) - взбираемся на гору (приставной шаг). Наконец-то добрались мы до леса. Зимний лес стоит печальный. Он под снегом спрятал тайны. Птичья песня не звучит.
- танец (хоровод);
Упражнение на развитие выразительности речи, мимики и движений «Толстяки и худышки»
Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки
Удивились Сосульки: дети смотрят, подняв брови и широко
«Ах, какие вы толстые!» открыв глаза;
Рассердились Снеговички: хмурят брови, морщат губы,
«Не такие уж мы и толстые!» смотрят сердито;
Еще больше удивились Сосульки: округляют губы (как звук «о»,
«О, да вы еще и сердитые!» понимают брови;
Еще больше рассердились Снеговички: вытягивают губы трубочкой,
«У-у-у! Мы действительно сердитые!» сводят брови;
Сморщили нос Сосульки: морщат нос, произносят слова
«Фу! Не хотим с вами разговаривать!» с недовольством;
Скривили губы Снеговички: изображают на лице возмущение,
«Пф! Ну и не надо» кривят уголки рта
- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
Речевая игра со звучащими жестами «Ты, мороз» (Т. Тютюнниковой)
Ты, мороз, мороз, мороз, идут в круг, грозят пальцем;
Не показывай свой нос! показывают двумя руками «нос»;
Уходи скорей домой, ладошками «отгоняют»;
Стужу уноси с собой. кружатся вокруг себя, притопывая;
А мы саночки возьмем бегут по кругу друг за другом, потирая
И на улицу пойдем. ладошками;
Сядем в саночки-самокаточки!
С горки останавливаются, поднимают вверх руки;
Упали! резко приседают, опуская руки;
От Мороза убежали! разбегаются, Мороз догоняет
- песня, сопровождаемая жестами, движениями;
- логопедическая гимнастика (по Т. В. Буденной);
- мимические упражнения;
- массаж рук, ног;
- пальчиковая игра;
- подвижная или коммуникативная игра.
- упражнения на релаксацию под музыку,
Упражнение на релаксацию:
Логопед : Раз,2,3,4,5! прикасаться по очереди подушечками пальцев друг к другу, начиная с большого
Все умеем мы считать сжимать и разжимать пальцы
Отдыхать умеем тоже покачать расслабленными руками
Руки за спину положим, спрятать руки за спину, голова поднята,
Голову поднимем выше спокойное дыхание через нос.
И легко-легко подышим
Ой, как пахнет здесь весной,
Но нам пора уже домой.
- чистоговорки
- речевые или музыкальные игры
Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»
Сильный мороз, Заморозил наш нос.
Носик погреем, Подышим скорее.
(Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо)
Отогрели нос, А подбородок замерз. (Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок)
Ладошки погреем – Дышим веселее! (Выдох на ладошки, произнося слог «фа»)
Мерзнут ножки наши? Весело попляшем! (Дети выполняют приседания, произнося слог «ух»)
- задания на развитие чувства ритма и внимания.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, ее выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Логоритмические приемы позволят детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Таким образом, логоритмические занятия для детей с речевыми нарушениями способствуют развитию всех компонентов речи – словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения и фразовой речи, воспитывают умения выполнять любое движение четко, точно, скоординированно с речью.