Светлана Дьякова
«Морское путешествие». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе.
Программное содержание: формировать бережное отношение к природе, совершенствовать монологическую речь, словесное творчество в игровой деятельности с помощью методов описания, комментариев, размышлений. Развивать фонематический слух, определять место звука в слове. Укреплять психическое и физическое здоровье в процессе работы с песком. Воспитывать любовь к природе, умение наслаждаться ее красотой.
Публикация «„Морское путешествие“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
Оборудование: песок с песочницами, мелкие игрушки
Ход занятия
Воспитатель: Прежде чем начать наше занятие. я хочу прочитать вам письмо, которое пришло сегодня в наш детский сад. И адресовано оно нам – группе «Капитошки». (читает письмо, в котором Нептун приглашает детей к себе в гости. А вместо карты путешественника - конверты с заданиями). За каждое выполненное задание, вы получите конверт с подсказкой, которые вам понадобятся в конце пути.
- Ребята, а вы хотите отправится в путешествие? Но чтобы найти дорогу к морскому царю нужно выполнить не одно задание? Вы согласны?
1. Первое задание - дидактическое упражнение на классификацию «Люди-природа»
- Посмотрите на столы. Здесь много интересного. Ваша задача разложить эти предметы по категориям. На светлую часть стола предметы созданные человеком, а на темную часть – предметы созданные природой ( на столах лежат: ракушки, камешки, плоды деревьев, кусочки каменной соли, кусочки угля, различные предметы из пластмассы, ткани, стекла).
- Почему вы считаете, что эти предметы созданы человеком (природой)? Молодцы, вы справились с первым заданием и получаете первый конверт с подсказкой.
Вы внимательно рассмотрели предметы созданные природой. Правда, она настоящая волшебница. Она умеет создавать не только необыкновенные предметы, все что создано природой это и красиво и необходимо для жизни на земле. Это и моря, и горы, и пустыни… А как можно назвать это другими словами (природные зоны). А где мы с вами изучаем природные зоны? (в Экограде). Кажется, нам самое время отправляться в Экоград, где нам предстоит выполнить следующее задание.
Дружно вместе мы шагаем,
Учимся, поем, играем,
Смело мы в поход идем,
Мы открытий новых ждем.
(Дети шагают по группе)
2. Второе задание. Дидактическое упражнение «Каждому свое место». (Экоград – пазлы)
- Вот мы пришли в Экоград. Давайте вспомним какие зоны мы уже выучили? (пустыни, горы, степь, лес). Посмотрите, нам оставили подсказку. Что это? А что с ними нужно сделать? (детям предлагается собрать пазлы с картинками природных зон). Молодцы! Вы справились с заданием, но зоны получились какие-то не живые. Надо их? Правильно заселить. (Дети на картинках расставляют мелкие игрушки зверей, птиц, растений соответствующих каждой зоне).
3. Творческий рассказ.
- А теперь давайте расскажем о природных зонах, что мы можем увидеть в каждой зоне, кого встретить?
- Молодцы, вы отлично справились и с этим заданием и получаете следующий конверт.
Ребята, а из чего состояли наши рассказы? (из предложений). А предложения? А слова? А какие бывают звуки?
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Аленку баюкать.
- Давайте пропоем гласные звуки.
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Давайте пропоем согласные звуки. Получилось? (нет)
Согласные петь не могут, а поиграть с удовольствием. Какие они могут быть? (мягкими, твердыми).
Игра «Большой и малый брат».
Давайте поиграем в игру «Большой и малый брат». Послушайте правила игры. Я буду бросать каждому мяч, называя согласный звук. Если я назову твердый, вы в ответ называете мягкий и наоборот.
Мы с вами заигрались. а нам пора продолжать путь. Я кажется, догадалась, куда мы держим путь. Нам надо на море, ведь мы живем на берегу Черного моря? (на берегу Красного? Чукотского).А какого моря? Молодцы все знают, что мы живем на берегу Азовского моря.
4. Игра «Собираемся в круиз»
Отправляясь в круиз необходимо собрать в дорогу кое-какие вещи (воспитатель «нечаянно» рассыпает картинки : зонтик, удочка, очки. кастрюля, рукавицы, акваланг, цветок, лопатка) Ребята я нечаянно рассыпала собранные в дорогу вещи, и теперь не помню что собиралась брать с собою в морское путешествие. Вы мне поможете собрать вещи, которые нам могут понадобится? Объясните для чего нужен выбранный вами предмет. Наконец все необходимое собрано. Молодцы и с этим заданием вы справились, получаете еще один конверт. Пора отправляться в порт.
Музыкальная разминка («Мы пришли сегодня в порт» сл. Козлов С., муз. Минков М., м/ф "В порту")
5. Эксперементальная деятельность детей (использование магнита)
Вот мы и прибыли на берег.
Психогимнастика (звуки моря)
Закройте глаза, положите руки на колени, представьте, что мы общаемся с морем: послушаем, как разговаривают между собой песок, волны, ракушки. Как ласково светит солнце, тихо набегают волны, приятно полежать на берегу. Глубоко вдыхаем морской воздух. Настроение улучшается. Так хочется опустить руки в прохладный песок. Ребята, давайте опустим руки в песок. Подождите не спешите. Что здесь? Скрепки, гвозди. Можем ли мы играть? Как же быть? Как быстро все убрать? (магнитом) Что нужно делать, чтобы берег был чистым? (убирать, не сорить)
6. Песочная терапия
- Давайте поздороваемся с песком (звучит тихая приятная музыка).
Опустите руки на песок. Чувствуете какой песок? (влажный. прохладный)
Упражнения с песком.
Барханы.
Осторожно, караван!
На пути у нас бархан!
Ветер дует тише.
Пусть барханы станут ниже.
(Дети ладонями изменяют рельеф песочной поверхности)
Черепаха.
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
А куда же ей спешить,
Ведь всегда ей есть где жить.
(Дети делают пальцами отпечатки следов)
Рыбка.
Рыбка тихо проплыла,
По песку змея ползла,
Снова дуем ветерок,
Снова гладкий наш песок.
7. Грамота на песке.
Пришло время выполнять следующее задание. Сейчас мы поиграем с буквами. Игра называется «Превращение». Я на доске пишу букву, а вы пишете ее на песке. Но главное задание – вы превращаете ее в другую букву
( Дети превращают буквы: Л на М; А; К на Ж ; Р на О; О на Ю; Г на Т, П)
Вот мы и выполнили последнее задание, и получили конверт. Пришло время открыть конверты (в конвертах – буквы).
- Кто может сложить слово из этих букв? Кто еще его прочитает? (Море).
- Посмотрите на таблицу заданий, кажется, мы выполнили все задания, но меня смущает вопросительный знак в таблице. Что-то здесь не так. Давайте опустим руки в песок, может, что-нибудь мы упустили, может что-нибудь там спрятано? Что нашли в песке? Правильно – фишки для звукового анализа слов. Давайте вспомним, какие звуки как обозначаются. Звуковой анализ слова – МОРЕ. (на песке пишем слово – МОРЕ и фишками обозначаем буквы).
- Ребята, а что вы знаете о морях? (ответы детей) Моря бывают маленькие, большие, очень большие. Очень большие моря называются океанами. Наибольшая глубина Азовского моря около 14 метров, а глубина Черного моря около 2 тысяч метров. Глубина океанов и того больше. Например, глубина Тихого океана почти 4 тысячи метров, а самая большая его глыбина 12 тысяч метров - Марианская впадина. Азовское море одно из самых мелких и теплых морей. Температура воды летом может достигать 30. В Азовском море изобилие планктона и донных организмов, которые в больших количествах поступают из рек и речушек, впадающих в море. Благодаря этому в Азовском море большое количество рыбы.
- А какая рыба водится в Азовском море? Правильно. В Азовском море можно поймать: тарань, леща, сельдь, бычка, камбалу, судака … Самая большая рыба Азовского моря – осетр, а самая маленькая – тюлька. А как вы думаете, почему в нашем море нет акул, китов? Правильно, такие большие рыбы живут в очень глубоких морях. Жизнь на дне морей очень разнообразна. Что можно увидеть, кого встретить в природной зоне – морей. Давайте представим, что мы с вами надели акваланги, очки, ласты и нырнули вглубь моря, к Нептуну в гости. А теперь отобразите в своей песочнице, что мы можем увидеть в гостях у морского царя.
8. Заселение.
- Ребята, а как вы думаете, природу нужно охранять? А как называются природные зоны, охраняемые государством? (заповедники) Какие заповедники вы знаете? Пока вы будете работать, я расскажу еще об одном. Находится он на берегу Азовского моря. Когда-то, очень давно на берегу нашего моря проживали древние греки и называли наше море – Меотидой. В переводе «Меотида» означает «кормилица».
В наше время, чтобы сохранить красоту и многообразие обитателей нашего побережья был создан заповедник, который назвали Меотидой. Многие виды животных и растений парка являются уникальными, редкими и охраняются во многих странах мира. В ландшафтном парке «Меотида» можно встретить около 250 видов птиц, 79 видов рыб, 47 видов животных, 1500 видов насекомых. Символом парка является шилоклювка, красивейшая птица, обитающая на морском побережье. В парке проводятся экскурсии, чтобы можно было наблюдать за жизнью чаек, бакланов, цаплей, пеликанов, куликов и других птиц. Пока я развлекала вас рассказом о заповеднике, вы я вижу, уже закончили свою работу. (Рассматривание песочниц, обсуждение увиденного).
9. Итог занятия.
Ребята нам время возвращаться назад, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Мне очень понравилось как вы работали. Давайте поблагодарим, друг друга за работу (дети хлопают в ладоши).