Верхорубова Олеся Евгеньевна
Монологическая речь и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышления, воображения, памяти и эмоций.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Е. И. Тихеева, Д. Б. Эльконин и др.
Публикация «Монологическая речь и особенности ее развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
А. А. Леонтьев рассматривает речь как «деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики. Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий»
По утверждению Н. П. Ерастова, именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя
В. П. Глухов дает свою трактовку понятию: монологическая речь (монолог) – это «связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальности»
О. С. Ушакова считает владение связной монологической речью вбирает в себя освоение словарного состава, звуковой культуры языка, грамматического строя и находится в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Другую важнейшую характеристику развернутого высказывания – последовательность изложения, в литературе выделяют Н. П. Ерастов и Т. А. Ладыженская. Нарушение последовательности всегда отражается на связанности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения – последовательность сложных соподчиненных отношений – временных, пространственных, причинно-следственных, качественных.
К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности, смешение разных рядов последовательности.
Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией, которая на уровне текста представляет сложное единство; она включает логическую и предметно-смысловую организации, в которой отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода самой мысли проявляется в его логической организации.