Галус Наталья
Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы
«Цветик-Семицветик»; воспитатели группы; родители воспитанников.
Актуальность:
Обучение грамоте дошкольников – это процесс овладения родным языком.
Обучение грамоте строится по единому алгоритму – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.
На каждый из шагов алгоритма разработаны творческие упражнения, задания, игры, которые повторяются с усложнением от занятия к занятию, при этом содержание меняется в зависимости от изучаемого звука и буквы.
Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует «не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка, но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребёнка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе.
Цель:
Внедрить технологии ТРИЗ в образовательный процесс,научить воспитанников ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, с важнейшими характеристиками звуков и слогов.
Задачи:
1. Познакомить детей с технологией ТРИЗ, его особенностями, формами и методами работы.
2. Развивать творческий познавательный интерес к ТРИЗ – технологии в подготовке к обучению грамоте дошкольников.
3. Воспитывать желание применять полученные знания на практике.
1 этап реализации проекта-подготовительный:
Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности. Подбор наглядно-дидактического материала,
художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед.
2 этап - основной (практический)
Дидактические игры «Звуковое колесо», «Домики».
«Звуковое колесо» (по типу пособия Круги Луллия для изучения и пропевания гласных звуков, согласных звуков, слогов,);
«Домики» (для ознакомления со звуками – домики с закрытыми окошками; домики – друзья для парных согласных звуков, для определения количества слогов)
Метод проб и ошибок
«Выложи букву»
(выкладывание букв из камешков согласной заданной схеме)
Метод моделирования маленькими человечками:
(позволяет моделировать гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие костюмом определенного цвета, отсутствием или присутствием колокольчика)
Мозговой штурм
«Шифровальщики» - развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов.
Методы аналогий (синектики)
Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее); «Буквы – чародейки» (посередине листа или доски один из играющих пишет букву, а каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово)
Игровая деятельность
Для обучению детей грамоте целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками.
Игры и упражнения : Собери букву», «Волшебные мешочки», «Палитра слов», «Колодец –составь слово», «Чемоданчики. Подбери по окончанию» и т. д.
Работа с перфокартами, мнемотаблицами
Занятие В поисках голоса совы»
Задачи:
1. развивать мышление, внимание, память;
2. познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У», учить давать
характеристику звуку, формировать навыки фонематического восприятия, закрепить умение находить место звука в слове, составлять предложение по схеме, навыки звуко- буквенного анализа слов;
3. воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность.
Работа с родителями
Конкурс Книжек-самоделок «Буквы в гости к нам пришли»
3 этап-заключительный
Продукт проекта: лэпбук
Вывод:
В результате проделанной работы, я считаю, что применение теории решения изобретательских задач формирует у детей творческое мышление, гибкость, системность, подвижность, оригинальность и многие другие качества. Использование методов ТРИЗ дают несомненные преимущества такие как: создание мотивационных установок на проявление творчества; создание условий для развития речи; повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами; формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; активизация познавательной деятельности детей. Для успешного обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками. Использование методы и приёмы ТРИЗ способствует успешному обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.