Приложение МААМ

Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста» (14 фото)

Галус Наталья
Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта: познавательный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы

«Цветик-Семицветик»; воспитатели группы; родители воспитанников.

Актуальность:

Обучение грамоте дошкольников – это процесс овладения родным языком.

Темочки:

Обучение грамоте строится по единому алгоритму – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.

На каждый из шагов алгоритма разработаны творческие упражнения, задания, игры, которые повторяются с усложнением от занятия к занятию, при этом содержание меняется в зависимости от изучаемого звука и буквы.

Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует «не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка, но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребёнка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе.

Цель:

Внедрить технологии ТРИЗ в образовательный процесс,научить воспитанников ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, с важнейшими характеристиками звуков и слогов.

Задачи:

1. Познакомить детей с технологией ТРИЗ, его особенностями, формами и методами работы.

2. Развивать творческий познавательный интерес к ТРИЗ – технологии в подготовке к обучению грамоте дошкольников.

3. Воспитывать желание применять полученные знания на практике.

1 этап реализации проекта-подготовительный:

Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности. Подбор наглядно-дидактического материала,

художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед.

Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

2 этап - основной (практический)

Дидактические игры «Звуковое колесо», «Домики».

«Звуковое колесо» (по типу пособия Круги Луллия для изучения и пропевания гласных звуков, согласных звуков, слогов,);

«Домики» (для ознакомления со звуками – домики с закрытыми окошками; домики – друзья для парных согласных звуков, для определения количества слогов)

Фото «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Проект - фото

Метод проб и ошибок

«Выложи букву»

(выкладывание букв из камешков согласной заданной схеме)

Фото №1 Тип проекта познавательный Продолжительность проекта долгосрочный Участники проекта воспитанники подготовительной группы Цветик Семицветик воспитатели группы родители воспитанников

Метод моделирования маленькими человечками:

(позволяет моделировать гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие костюмом определенного цвета, отсутствием или присутствием колокольчика)

Фото №2 Обучение грамоте логопедия Фото №3 Конспекты Обучение грамоте дошкольников это процесс овладения родным языком

Мозговой штурм

«Шифровальщики» - развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов.

Фото №4 Темочки Обучение грамоте логопедия

Методы аналогий (синектики)

Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее); «Буквы – чародейки» (посередине листа или доски один из играющих пишет букву, а каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово)

Игровая деятельность

Для обучению детей грамоте целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками.

Игры и упражнения : Собери букву», «Волшебные мешочки», «Палитра слов», «Колодец –составь слово», «Чемоданчики. Подбери по окончанию» и т. д.

Фото №5 Конспекты Обучение грамоте Фото №6 Звуки буквы слоги Проекты проектная деятельность ТРИЗ

Работа с перфокартами, мнемотаблицами

Фото №7 Теория решения изобретательских задач Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший проект декабрь

Занятие В поисках голоса совы»

Задачи:

1. развивать мышление, внимание, память;

2. познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У», учить давать

характеристику звуку, формировать навыки фонематического восприятия, закрепить умение находить место звука в слове, составлять предложение по схеме, навыки звуко- буквенного анализа слов;

3. воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность.

Фото №8 Обучение грамоте

Работа с родителями

Конкурс Книжек-самоделок «Буквы в гости к нам пришли»

Фото №9 Звуки буквы слоги Обучение грамоте строится по единому алгоритму от звука к слогу от слога к слову от слова к предложению от предложения к тексту

3 этап-заключительный

Продукт проекта: лэпбук

Фото №10 Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач ТРИЗ Фото №11 Использование методов и приёмов

Вывод:

В результате проделанной работы, я считаю, что применение теории решения изобретательских задач формирует у детей творческое мышление, гибкость, системность, подвижность, оригинальность и многие другие качества. Использование методов ТРИЗ дают несомненные преимущества такие как: создание мотивационных установок на проявление творчества; создание условий для развития речи; повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами; формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; активизация познавательной деятельности детей. Для успешного обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками. Использование методы и приёмы ТРИЗ способствует успешному обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 10:28
+226Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галус Наталья (УИ 2978900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД