Приложение МААМ

Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста» (14 фото)

Галус Наталья
Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта: познавательный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы

«Цветик-Семицветик»; воспитатели группы; родители воспитанников.

Актуальность:

Обучение грамоте дошкольников – это процесс овладения родным языком.

Обучение грамоте строится по единому алгоритму – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.

На каждый из шагов алгоритма разработаны творческие упражнения, задания, игры, которые повторяются с усложнением от занятия к занятию, при этом содержание меняется в зависимости от изучаемого звука и буквы.

Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует «не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка, но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребёнка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе.

Цель:

Внедрить технологии ТРИЗ в образовательный процесс,научить воспитанников ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, с важнейшими характеристиками звуков и слогов.

Задачи:

1. Познакомить детей с технологией ТРИЗ, его особенностями, формами и методами работы.

2. Развивать творческий познавательный интерес к ТРИЗ – технологии в подготовке к обучению грамоте дошкольников.

3. Воспитывать желание применять полученные знания на практике.

1 этап реализации проекта-подготовительный:

Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности. Подбор наглядно-дидактического материала,

художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед.

Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

2 этап - основной (практический)

Дидактические игры «Звуковое колесо», «Домики».

«Звуковое колесо» (по типу пособия Круги Луллия для изучения и пропевания гласных звуков, согласных звуков, слогов,);

«Домики» (для ознакомления со звуками – домики с закрытыми окошками; домики – друзья для парных согласных звуков, для определения количества слогов)

Фото «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Проект - фото

Метод проб и ошибок

«Выложи букву»

(выкладывание букв из камешков согласной заданной схеме)

Фото №1 Тип проекта познавательный Продолжительность проекта долгосрочный Участники проекта воспитанники подготовительной группы Цветик Семицветик воспитатели группы родители воспитанников

Метод моделирования маленькими человечками:

(позволяет моделировать гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие костюмом определенного цвета, отсутствием или присутствием колокольчика)

Фото №2 Актуальность Обучение грамоте дошкольников это процесс овладения родным языком Фото №3 Обучение грамоте строится по единому алгоритму от звука к слогу от слога к слову от слова к предложению от предложения к тексту

Мозговой штурм

«Шифровальщики» - развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов.

Фото №4 Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач ТРИЗ

Методы аналогий (синектики)

Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее); «Буквы – чародейки» (посередине листа или доски один из играющих пишет букву, а каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово)

Игровая деятельность

Для обучению детей грамоте целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками.

Игры и упражнения : Собери букву», «Волшебные мешочки», «Палитра слов», «Колодец –составь слово», «Чемоданчики. Подбери по окончанию» и т. д.

Фото №5 Познакомить детей с технологией ТРИЗ его особенностями формами и методами работы Фото №6 Развивать творческий познавательный интерес к ТРИЗ технологии в подготовке к обучению грамоте дошкольников

Работа с перфокартами, мнемотаблицами

Фото №7 Воспитывать желание применять полученные знания на практике

Занятие В поисках голоса совы»

Задачи:

1. развивать мышление, внимание, память;

2. познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У», учить давать

характеристику звуку, формировать навыки фонематического восприятия, закрепить умение находить место звука в слове, составлять предложение по схеме, навыки звуко- буквенного анализа слов;

3. воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность.

Фото №8 этап реализации проекта подготовительный Создание развивающей среды обеспечивающей развитие интереса и любознательности

Работа с родителями

Конкурс Книжек-самоделок «Буквы в гости к нам пришли»

Фото №9 Подбор наглядно дидактического материала художественной литературы дидактических игр разработка бесед

3 этап-заключительный

Продукт проекта: лэпбук

Фото №10 этап основной практический Дидактические игры Звуковое колесо Домики Фото №11 Метод проб и ошибок Выложи букву выкладывание букв из камешков согласной заданной схеме

Вывод:

В результате проделанной работы, я считаю, что применение теории решения изобретательских задач формирует у детей творческое мышление, гибкость, системность, подвижность, оригинальность и многие другие качества. Использование методов ТРИЗ дают несомненные преимущества такие как: создание мотивационных установок на проявление творчества; создание условий для развития речи; повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами; формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; активизация познавательной деятельности детей. Для успешного обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками. Использование методы и приёмы ТРИЗ способствует успешному обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 декабря 2024 в 10:28
+226Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галус Наталья (УИ 2978900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД