Галус Наталья
Проект «Использование ТРИЗ-технологий при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы
«Цветик-Семицветик»; воспитатели группы; родители воспитанников.
Актуальность:
Обучение грамоте дошкольников – это процесс овладения родным языком.
Темочки:
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- ТРИЗ. Проекты
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
Обучение грамоте строится по единому алгоритму – от звука к слогу, от слога к слову, от слова к предложению, от предложения к тексту.
На каждый из шагов алгоритма разработаны творческие упражнения, задания, игры, которые повторяются с усложнением от занятия к занятию, при этом содержание меняется в зависимости от изучаемого звука и буквы.
Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует «не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка, но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребёнка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе.
Цель:
Внедрить технологии ТРИЗ в образовательный процесс,научить воспитанников ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, с важнейшими характеристиками звуков и слогов.
Задачи:
1. Познакомить детей с технологией ТРИЗ, его особенностями, формами и методами работы.
2. Развивать творческий познавательный интерес к ТРИЗ – технологии в подготовке к обучению грамоте дошкольников.
3. Воспитывать желание применять полученные знания на практике.
1 этап реализации проекта-подготовительный:
Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности. Подбор наглядно-дидактического материала,
художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед.
2 этап - основной (практический)
Дидактические игры «Звуковое колесо», «Домики».
«Звуковое колесо» (по типу пособия Круги Луллия для изучения и пропевания гласных звуков, согласных звуков, слогов,);
«Домики» (для ознакомления со звуками – домики с закрытыми окошками; домики – друзья для парных согласных звуков, для определения количества слогов)
Метод проб и ошибок
«Выложи букву»
(выкладывание букв из камешков согласной заданной схеме)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Тип проекта познавательный Продолжительность проекта долгосрочный Участники проекта воспитанники подготовительной группы Цветик Семицветик воспитатели группы родители воспитанников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284281.jpg)
Метод моделирования маленькими человечками:
(позволяет моделировать гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие костюмом определенного цвета, отсутствием или присутствием колокольчика)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Обучение грамоте логопедия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284318.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Конспекты Обучение грамоте дошкольников это процесс овладения родным языком](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284323.jpg)
Мозговой штурм
«Шифровальщики» - развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Темочки Обучение грамоте логопедия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284345.jpg)
Методы аналогий (синектики)
Цепочка слов» (предлагается составить цепочку из слов так, чтобы каждое последующее начиналось на тот звук, на который заканчивается предыдущее); «Буквы – чародейки» (посередине листа или доски один из играющих пишет букву, а каждый следующий участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово)
Игровая деятельность
Для обучению детей грамоте целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками.
Игры и упражнения : Собери букву», «Волшебные мешочки», «Палитра слов», «Колодец –составь слово», «Чемоданчики. Подбери по окончанию» и т. д.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Конспекты Обучение грамоте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284392.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Звуки буквы слоги Проекты проектная деятельность ТРИЗ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284397.jpg)
Работа с перфокартами, мнемотаблицами
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Теория решения изобретательских задач Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший проект декабрь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284415.jpg)
Занятие В поисках голоса совы»
Задачи:
1. развивать мышление, внимание, память;
2. познакомить с гласным звуком «У», гласной буквой «У», учить давать
характеристику звуку, формировать навыки фонематического восприятия, закрепить умение находить место звука в слове, составлять предложение по схеме, навыки звуко- буквенного анализа слов;
3. воспитывать любознательность, самостоятельность, аккуратность.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Обучение грамоте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284436.jpg)
Работа с родителями
Конкурс Книжек-самоделок «Буквы в гости к нам пришли»
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Звуки буквы слоги Обучение грамоте строится по единому алгоритму от звука к слогу от слога к слову от слова к предложению от предложения к тексту](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284455.jpg)
3 этап-заключительный
Продукт проекта: лэпбук
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Одним из эффективных средств подготовки к обучению дошкольников грамоте является применение элементов теории решения изобретательских задач ТРИЗ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284484.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Использование методов и приёмов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-2978900-1735284489.jpg)
Вывод:
В результате проделанной работы, я считаю, что применение теории решения изобретательских задач формирует у детей творческое мышление, гибкость, системность, подвижность, оригинальность и многие другие качества. Использование методов ТРИЗ дают несомненные преимущества такие как: создание мотивационных установок на проявление творчества; создание условий для развития речи; повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами; формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; активизация познавательной деятельности детей. Для успешного обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками. Использование методы и приёмы ТРИЗ способствует успешному обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.